Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Святое место

(Sacred space)

Образ места играет в Библии важную роль. Святое место – это место, где происходит встреча с Богом в особом или прямом смысле, в силу чего это самое место становится святым и отделяется от обычного пространства. Оно служит ориентиром, к которому люди возвращаются физически или в воспоминаниях. В одних святых местах случаются единичные встречи с Богом, в других они происходят постоянно.

В соответствии с библейским пониманием невидимого духовного мира, пронизывающего самые обыденные сферы жизни, любое место может стать святым в силу его посещения Богом. Для Авраама и Исаака гора Мориа стала святым местом не потому, что она обладала какими-то особыми физическими свойствами, а потому, что именно там Авраам совершил свой самый высокий поступок веры и был вознагражден Богом (Быт.22). Вефиль был вполне обычным местом, пока Бог не явился Иакову во сне, после чего Иаков пришел к заключению: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал... как страшно сие место!., это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт.28:16–17). Явление Бога Моисею у горящего куста сделало это место святым для Моисея (Исх.3:1–6). Положив двенадцать камней в воспоминание о переходе реки Иордан (Нав.4), народ Израиля постановил считать это место и связанное с ним событие священными. Рассказы об обращениях в евангелиях изобилуют местами, которые стали святыми, например, колодец, у которого самарянка встретила Иисуса, или дерево, где сидел Закхей, когда Иисус его позвал. В Библии святым могло стать любое место.

Но наряду с такими конкретными или определенными святыми местами, особое значение не только для отдельных людей, но и для всего сообщества верующих веками имел ряд особенно святых мест. Первым святым местом, созданным Богом для рода человеческого, был рай (см. САД). Это было место, которое насадил Сам Бог для первой человеческой пары, где Бог ходил и разговаривал с Адамом и Евой. Это было также место первоначальной безгреховности и невинности. Рай (сад в Едеме) сохраняет свою святость на протяжении всей Библии: хотя само место и связанное с ним духовное состояние утеряны, они остаются для людей духовным ориентиром, символизирующим нравственное и духовное совершенство.

Вторым святым местом в истории спасения была гора Синай – место, где Бог встретился лицом к лицу с Моисеем и дал ему закон. Святость этого места была такова, что перед восхождением Моисея на гору народ проходил обряд очищения в течение трех дней (Исх.19:10–11). Народу под страхом смерти запрещалось даже прикасаться к подошве горы (Исх.19:12–13). В день, когда Моисей поднимался на гору, ее охватили огонь и дым и «вся гора сильно колебалась» (Исх.19:18). Когда Моисей находился на горе, «вид... славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх.24:17). Это действительно святое место, в котором выражается опыт, пережитый людьми всего один раз, но в то же время и неизменный образ сверхъестественной славы Божьей на века.

Скиния и храм – наивысшие святые места поклонения в Ветхом Завете, места, которые Бог избрал, чтобы «пребывать имени Его там», и которыми Израиль должен был заменить все святые места хананейского культа (Втор.12:2–5). Они были не только местом принесения жертв, но и художественной галереей, концертным залом и поэтической библиотекой народа. Границы храма строго соблюдались, и место оберегалось от непрошеных вторжений, а Святое-святых было там самым священным местом. Еврейские верующие совершали регулярные паломничества в храм. Он был центром религиозной активности и религиозного энтузиазма. Храм стоял на «святой горе» (Пс.42:3) и был местом пребывания Бога в форме видимой славы (sekina; Пс.25:8; 131:14). Сердце восторгалось от одного вида храма (Пс.83:2–3), и почти невероятными кажутся слова паломника: «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (Пс.121:2). По всем этим и другим причинам заявления пророков, а затем и Иисуса, что Бог будет судить Сион и оставит это святое место, имеют первостепенную важность.

В ветхозаветной израильской истории обетованная земля была святым местом для евреев. Мишна ясно высказывает то, что, по-видимому, подразумевается в Ветхом Завете, а именно, что в степенях святости храма, где Святое-святых окружалось менее святыми местами, отражалось, как в миниатюре, восприятие израильтянами своей собственной земли, окруженной соседними народами (Mishnah Kelim 1:6–9). Обетованная земля была святым местом, в которое человек входит и из которого выходит; есть даже намек, что она охранялась ангелами (Нав.5:13–15). В воображении евреев земля была местом благословения, освященным Божьим избранием и присутствием. Святость храма распространяется на всю землю, которая в определенном смысле обладает качествами рая.

Это находит подтверждение в некоторых описаниях тысячелетнего царства – грядущего золотого века, воспламенявшего воображение ветхозаветных пророков. Пророки видели землю, в которой царит полный мир и люди перековывают мечи на орала и копья на серпы (Ис.2:4). В этом обширном святом пространстве «излиется на нас Дух свыше» и «суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле» (Ис.32:15–16). Или: «Земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв.2:14; см. также Ис.11:9). Грядущий золотой век будет настолько святым, что даже на конских уборах будет начертано «святыня Господу» и «все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа» (Зах.14:20–21).

Несколько эпизодов земной жизни Иисуса составляют единую картину святого места или мозаику святых мест. Одно из таких мест – место рождения Иисуса, то есть место посещения Богом земли и место, где воплощенный Христос явился в осязаемом виде и стал объектом поклонения. Священна Елеонская гора, место преображения и вознесения Христа (среди прочих событий). Горница, в которой Христос отпраздновал Свою последнюю земную пасху, священна тем, что Он дал там Свои установления ученикам. Большинство библейских святых мест – места трансцендентной красоты, за исключением Гефсимании, места мучений, и Голгофы, места, где Христос искупил человеческий грех и победил сатану. Тем не менее это тоже святые места, учитывая духовное значение произошедшего там. Сад воскресения свят для христиан, поскольку это место победы над смертью. Когда обещанный Святой Дух сошел в горницу, где собрались последователи Христа, эта горница тоже стала святым местом в христианской памяти.

Помимо конкретных святых мест, связанных с Иисусом, в Новом Завете подразумевается процесс одухотворения и распространения святого пространства, заменяющего ветхозаветный упор на особые святые места, подобные храму. Ключевым отрывком в этом отношении служит заявление Иисуса женщине у колодца, что настает время, когда одно место нельзя считать более святым, чем другое: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин.4:21, 23).

Наивысшим святым местом в Библии показано небо. Это, в первую очередь, святое место, отделенное от зла, место, из которого зло окончательно изгнано (Откр.21:27). Оно обладает всеми качествами, к которым страстно стремится человеческий дух: это место блаженства, присутствия Бога, удовлетворения человеческих нужд, красоты, поклонения. Кроме того, оно неизменно – не подвержено тлению и опасности разрушения. Основным текстом, в котором изображается небо, служит Откровение, но и в Евр.12:22–24 показана краткая зарисовка, поясняющая видение: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу».

См. также: ГОРЯЩИЙ КУСТ; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; СВЯТОСТЬ; СИНАЙ; СИОН; СКИНИЯ; ХРАМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle