Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Горящий куст

(Burning bush)

Образ горящего куста связан с богоявлением. В определенном смысле Исх.3:1–4:23 представляет собой рассказ о встрече Моисея с Божеством, однако, в первую очередь, речь здесь идет о самораскрытии Бога (см. Втор.33:16; Мк.12:26; Лк.20:37; Деян.7:30–34). Соответственно, в Исх.3:14 Бог называет Моисею Свое личное имя. Куст был, скорее всего, каким-то колючим кустарником, а огонь на нем – ангелом Господним, поскольку под словами «в пламени огня» (Исх.3:2) подразумевается, по-видимому, сравнение – «как пламя огня».

В самораскрытии Бога как огненного пламени выражается образ Его святости. В Библии огонь часто изображается как очищающее орудие Божьей святости. Кроме того, в Исх.3:5 Моисей получил повеление снять обувь (см. БОСОНОГОСТЬ), «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (см. аналогию в случае призвания Иисуса Навина в Нав.5:15).

В самораскрытии Бога в виде огня выражается также образ Его славы. В этом конкретном аспекте самораскрытия Бога не преследовалась цель внушить страх, который, естественно, все же присутствовал (Исх.3:6), так как огонь не был истребляющим (хотя он, безусловно, может быть таковым, см. Втор.4:24; 9:3; Евр.12:29). Горящий куст должен был убедить Моисея в величии Бога и оставаться видимым напоминанием в течение последующих мрачных лет. Поэтому не случайно, что самораскрытие Бога произошло у горы Синай, где впоследствии Бог раскроет Свою святость и славу всему народу Израиля.

См. также: БОСОНОГОСТЬ; МОИСЕЙ; ОГОНЬ; СИНАЙ; СЛАВА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle