Босоногость
(Barefoot)
Образ босого подразумевает в Библии не просто отсутствие обуви на ногах. В различных библейских контекстах образ босого может служить символом смирения, высокого положения или почитания Бога.
Уничижение. Босые ноги символизируют внутреннее состояние человека и служат образом духовной нищеты. Это представление основывается на обычае унижать и грабить побежденных (2Пар.28:15). Лишение пленников обуви служило практической цели – тем самым победители затрудняли их побег и получали добычу. С учетом такой обычной практики слова «лишать» или «грабить» могут относиться как к одежде, так и к обуви (Иов.12:18–19; Мих.1:8). Пророки ходили босыми, ярко выражая тем самым смирение перед неизбежной судьбой обреченных на плен людей (Ис.20:2–4; Мих.1:8).
Добровольный «плен» во время плача и скорби также требовал, чтобы человек ходил босым (Иез.24:23). С другой стороны, возвращение обуви (и одежды) ясно указывало на восстановление общественного положения (Иез.16:10; 2Пар.28:15; Лк.15:22). Давид убежал босым не только из-за спешки (2Цар.15:14), но и в знак того, что царство временно попало в руки к Авессалому (2Цар.15:30). В противоположность этому, обувь на ногах символизирует готовность исполнять повеления Господа (Ис.5:27; Мк.6:9; Еф.6:15).
Положение. Обнажение ног для мытья указывало на положение почетного гостя. На древнем Ближнем Востоке правила гостеприимства требовали омовения ног гостей (Быт.18:4; 19:2; Суд.19:21), в чем подспудно выражалось признание высокого положения босого человека (1Цар.25:41). Иоанн Креститель развил этот образ еще дальше, заявив, что он не достоин даже снять обувь Иисуса (Мф.3:11). Иисус, в Свою очередь, практически разрушил эту символику, омыв ноги учеников и воспользовавшись этим случаем для донесения учения, что величие в Царстве Небесном определяется не общественным положением, а служением (Ин.13:1–20).
Обувь служила символом цивилизованности не только людей, но и животных. Описывая идолопоклонство Израиля, Иеремия использует образ неуправляемой (дикой) ослицы и сравнивает религиозное непостоянство народа с поведением самки животного в период течки, когда поведение определяется гормонами, а не разумом (Иер.2:24–25).
Почитание. Бог в двух случаях требовал от Своих служителей снять обувь: от Моисея у горящего куста (Исх.3:5) и при утверждении Иисуса Навина новым Моисеем (Нав.5:15). В обоих случаях в тексте приводится объяснение: «Место, на котором ты стоишь, свято». Верно, что в присутствие Божье могли входить только священники с омытыми босыми ногами (Исх.30:19). Учитывая, что земля была проклята после грехопадения (Быт.3:17), эти правила могли означать, что в местах, где присутствует Божья слава, проклятия больше нет. Более того, в некоторых древних обществах нагота рассматривалась как естественное и приемлемое состояние истинного молящегося.
Намек на это есть в Ветхом Завете (Быт.2:25). К тому же, обувь почти наверняка изготовлялась из кожи убитых животных и с трудом очищалась от приставшей к ней грязи. Взаимосвязь между наготой и чистотой просматривается во многих культурах и служит, по-видимому, основанием для распространенного мнения, что к божеству лучше всего приближаться в естественном виде (1Цар.19:24), в том виде, в котором человек родился (Иов.1:21; Ек.5:14–15). В безгрешной наготе нет никакого стыда (Быт.2:25).
См. также: МЫТЬЕ, ОМОВЕНИЕ; НОГА (I), БЕДРО, ГОЛЕНЬ; СВЯТОСТЬ.