Мытье, омовение
(Wash, washing)
«Чистота – следующая по важности после благочестия». Хотя эта идея скорее всего имеет древнееврейское происхождение, в известном комментарии Джона Весли о подобающей одежде сочетаются два из основных библейских значений образа омовения. Весли понимал, что физическая чистота каким-то образом связана с богоподобием, поэтому личная гигиена имеет и духовную сторону.
Первое использование этого термина в Писании, хоть и не самое распространенное (Быт.18:4), касается физического омовения. Это основа для понимания целого ряда священных омовений. И гигиеническое омовение и омовение как священное таинство имеют в Библии как буквальное, так и символическое значение.
Гигиенические/освежающие омовения. Хотя купание дочери фараона в Ниле могло иметь значение священного таинства, без сомнения, основной целью ее омовения было телесное очищение и освежение (Исх.2:5). Неудачное купание Вирсавии (2Цар.11:2), завершение молитвенного поста Давида во время болезни ребенка (2Цар.12:20), подготовка Руфи к встрече с Воозом (Руф.3:3), обращение Лавана со слугами Авраама (Быт.24:32) и тревожный сон возлюбленной (Песн.5:3) символизируют физическое очищение и освежение. Предлагая божественным посетителям омовение, Авраам показывает, что физическое действо имеет также символическое значение гостеприимства (Быт.18:4).
Иисус упоминает оба значения этого образа, говоря о вере женщины, омывшей (буквально: увлажнившей) Его Ноги своими слезами благодарности (Лк.7:36–50), в отличие от хозяина дома (Лк.7:44). Подавая пример служения на пороге смерти (Ин.13:1–15), Иисус Сам омыл ноги Своим ученикам. Он использовал простой физический жест для выражения Своей кротости и готовности служить, которая привела Его ко кресту (Флп.2:7–8) и которую Он хотел воспитать в Своих последователях (Ин.13:15). Позже Павел использует физический образ «умывала ноги святым» символически, для описания смиренного служения (1Тим.5:10). Служение бедной вдовы давало ей право на материальную поддержку со стороны собрания.
Священные омовения. Священное значение омовения – это не только устранение физической грязи. Оно развивается очень рано, с момента учреждения завета Моисея, поскольку этот завет не просто был принят формально (Исх.19:8), но символизировал внушающую трепет встречу народа со святым Богом (Исх.3:5; 19:9, 11). Подготовка к этой потенциально фатальной встрече включала очищение одежды (Исх.19:10, 12–13), и очевидно, что это делалось не в гигиенических целях, но как напоминание о пропасти, лежащей между людьми и Богом. Весь народ был «драгоценным сокровищем» (Исх.19:5 NIV) бесконечно святого Бога. Разные явления (Исх.19:16–25), сопровождающие общение с Богом, и троекратный запрет (Исх.19:12, 21, 24) подчеркивают это разделение – разницу не только между Творцом и творением, но и между святым и нечистым. Но не менее важно откровение о том, что Бог – это заключивший завет Бог благодати, что Он доступен для них (царства священников) и через них – для всего мира (Исх.19:5–6). Позже право общения с Богом имели только Аарон и его семья (Чис.3:1–4,10), которым помогали остальные левиты (Чис.3:5–13).
Израиль должен был стать «народом святым» (Исх.19:6), отделенным от остальных народов, потому что израильтян отличали от других отношения завета (Исх.20:2) и святая жизнь (Исх.20:4–17; Лев. 19). Омовение одежды и сексуальное воздержание (Исх.19:15) указывали на внутреннюю и внешнюю святость, которой требовал от людей Бог для служения Себе.
По мере того как Божье откровение становилось более полным, церемониальные омовения стали касаться частей жертвенных животных (Исх.29:17; Лев. 1:9, 13), окропленных кровью одеяний священников (Лев.6:27), рук и ног священников (Исх.30:1–21), тех, кто соприкасался с мертвыми телами (Лев.11:25, 39–40) и страдающих различными болезнями, включая проказу (Лев.13:53–59; 14:8–9, 47), а также мужчин и женщин, имеющих физиологические выделения (Лев.15). Хотя некоторые из этих омовений были прежде всего гигиеническими, их более глубокое значение было связано с обрядовой и внутренней чистотой. Физическое омовение стало связываться с необходимостью очищения грешной души (Иов.9:28–31; Пс.50:4, 9; Ис.1:16; 4:3–4; Иер.2:22; 4:14).
Одна из величайших трагедий народа завета заключалась в том, что в их глазах внешний символ омовения превратился в саму суть омовения, утратив духовную сущность. Священное очищение считалось эффективным, если верующие в точности следовали предписанным обрядам. Иисус много раз выступал против подобного отношения (Мф.15:2; Лк.11:38). Пилат пытался очистить свою совесть, выполнив ничего не значащий ритуал (Мф.27:24; ср. Пс.25:6). Однако образ вымытой свиньи у Петра показывает: драгоценнее и реже всего внутреннее очищение, которое ведет к изменению сердца (2Пет.2:22).
Омовение как деяние Христа. Деяния Христа – завершение всех физических и священных омовений (Ин.1:33; Деян.22:16; Евр.9:6–14; 10:1–22; 1Ин. 1:7, 9). Его деяниями верующие «омыты» раз и навсегда (Ин.13:10; 1Кор.6:11; Евр.10:10), так как возрождающее воздействие Святого Духа (Тит.3:5) и Слова Божьего (1Пет.1:2–3, 22–23) дарует им жизнь свыше и прощение.
Воздействие Духа и Слова Божьего ведет также к обновлению жизни в процессе развития святости (Рим.12:1–2; 2Кор.3:18; Еф.5:26; Тит.3:5–9). За первоначальным омовением в момент рождения свыше следуют каждодневные «омовения ног» (см. Ин.13:8–10). Как священники по закону Моисея должны были совершать омовения, чтобы получить прощение и продолжать общение и служение (Пс.131:9; Евр.7:27–28), так должны поступать и верующие – священники нового завета (1Пет.2:9–11). Дух указывает на нечистоту, от которой необходимо омыться (2Кор.7:10), чтобы общение со Спасителем не нарушалось, чтобы продолжались служение и рост (1Ин.1:7–9).
Окончательные утверждения о священном и символическом омовении содержатся в Отк.7:14; 22:14. Кровь, которая обычно оставляет стойкие пятна, используется для омовения одежд святых периода великой скорби и делает их белыми. Это не кровь жертвенных животных, которую нужно было смывать с одежд священников (Лев.6:27), но Кровь Агнца Божьего (1Пет.1:19), освобождающая нас от грехов (Отк.1:5). «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Отк.22:14).