Очищение
(Cleansing)
Библейские образы очищения выходят далеко за рамки примерно 75 случаев употребления этого слова в синодальном переводе. Общим фоном этого важного библейского образа служит широкое, с нашей точки зрения, понимание чистого и нечистого. Чтобы в полной мере оценить этот образ, нам надо отрешиться от многих своих представлений о нечистоте и об очищении как относящихся исключительно к области гигиены. В Библии эта сторона вопроса тоже играет важную роль, но она далеко не единственная. В Библии нечистота может связываться также с болезнью, появлением сухой гнили в постройках из дерева, истечением из половых органов, трупами, некоторыми животными, грехом и неправедностью, язычниками, бесами или одержимостью бесами или даже вообще со всем, что не соответствует святому. Отчасти в этих представлениях отражались чисто нравственные понятия, но определенную роль играли также обрядовые и материальные факторы.
В основе очищения, особенно в Ветхом Завете, лежало понятие об обрядовой чистоте или нечистоте. Согласно религиозному закону (большая часть которого записана в Лев. 14 и в Чис. 8; 19), человек или какое-то другое существо могло быть нечистым и в силу этого не допускаться в храм или в святое место. Нечистота могла передаваться другим, если, например, дотронуться до нечистого тела (напр., до трупа или до женщины в кровотечении). Средством избавления от нечистоты было обрядовое очищение. По Моисееву закону, духовные принципы, лежавшие в основе необходимости очищения, носили универсальный характер, однако в учении Нового Завета, подчеркивавшем необходимость следовать за Христом, многие обряды, занимавшие большое место в иудейской религии, были отменены. Это находит яркое выражение в видении Петра (Деян.10) чистых и нечистых животных (которые представляли собой символический образ иудеев и язычников) и в учении Христа о первостепенном значении внутреннего, а не внешнего осквернения человека (Мк.7:19).
Очищению тела в Библии придается большое значение. Нет сомнений, что этот процесс играл важную роль в предотвращении распространения болезней. Такая забота о гигиене свидетельствует о большом внимании к физическому здоровью тела. Бог воспринимался как Владыка над всеми сторонами человеческой жизни и сотворенного мира. А человек понимался как психосоматическое существо, в котором образ Божий выражается во всей его полноте.
На раннем этапе особого различия между чистой и нечистой пищей еще не было (Быт.9:3), но уже существовало достаточно четкое различие между приемлемой и неприемлемой жертвой. Позднее, с принятием закона, установилось различие между чистой и нечистой животной пищей, вследствие чего закон через сопутствующие ему ритуалы распространился буквально на все стороны жизни евреев.
Отношение к нечистоте становилось все более сложным по мере появления новых требований. В Лев.11:1–17:16 показано то, что считается нечистым, и, следовательно, требует очищения. В этом отрывке излагается целый ряд инструкций для иудейских священников в отношении нечистоты и подробно объясняется, что следует считать чистым, а что нечистым. Наивысшего выражения этот процесс достиг в установлении дня очищения, смысл которого сводился к очищению святилища и народа в глазах Бога.
В Ветхом Завете есть две активно противодействующие пары понятий: святое и несвятое, чистое и нечистое. Как чистое, так и нечистое относятся к разряду несвятого. Иными словами, несвятое само по себе в принципе не следует считать нечистым, даже применительно к падшему человечеству. Но оно может оскверняться и тем самым требовать очищения. Есть реалии, которые не могут быть неоскверненными и которые невозможно очистить, например, некоторые животные и смерть. Но есть и такие, которые можно сделать святыми посредством определенного ритуала, и это относится как к людям, так и к предметам. Согрешить может даже священник, поэтому были даны инструкции для его очищения (Лев.4:3–12).
В учении пророков о необходимости очищения содержалась мощная этическая составляющая, хотя и подразумевалось сохранение левитского статус-кво. В более поздний послепленный период, в том числе во время жизни и служения Иисуса, религиозные лидеры расширили сферу различий между чистым и нечистым, представленных в Моисеевом законе, что позволило им добиться осуждения Иисуса по ложному обвинению.
Показанный в Ветхом Завете образ нечистоты служит ярким выражением идеи о необходимости очищения пред Богом с жертвоприношением как средством его достижения. Иисус же в Своем учении делал акцент на нравственной, а не обрядовой чистоте, в центр внимания ставя разделение между человеком и Богом. В Его учении сохранялась суть ветхозаветных взглядов, а само оно выражалось в Его делах. Иисус переступал границы, разделяющие слои общества, доходил до изгоев и отверженных и прикасался к неприкасаемым. Прикосновение очищения и жизни получили прокаженные, женщина с кровотечением и даже мертвое тело.
Новый Завет необычайно богат образами очищения человеческого греха. В их число входят вода жизни (Ин.3:5; Еф.5:26; Евр.10:22; с необходимостью буквального использования, символизирующего более глубокое очищение); Кровь Иисуса (1Ин.1:7); слово Иисуса (Ин.15:3); жертва Агнца Божьего (1Кор.5:7); вера в Иисуса (Деян.15:9; Евр.10:22); прощение после исповедания греха (1Ин.1:9). Особенно выразителен образ воды, ибо Иисус предлагает пить чистую и жизнетворную воду (Ин.4:13–15; 7:37–39).
Основным образом очищения в Новом Завете становится крещение. Духовное значение омовения водой при крещении в том виде, в каком его совершал Иоанн Креститель, фактически было заложено еще в ветхозаветных обрядах очищения. Людям, считавшимся нечистыми, обрядовый закон предписывал омовение в воде (Лев.14:8–9;15). Купание или обрядовое омовение совершались также при посвящении в священнический сан (Лев.8:5–6) и при подготовке к вхождению во Святое-святых в день очищения (Лев.16:3–4). Обрядовое очищение через омовение символически связывалось с молитвой о духовном очищении (Пс.50:4, 9–12).
Библия завершается заявлением, что чистые (то есть очищенные; см. Иез.36:25–29) войдут в новое творение на небе. Чистые – как иудеи, так и язычники, мужчины, женщины и дети – навек освободятся от болезней, смерти, страданий, причиняемых злыми духами, горестей от утрат и противодействия человеку природного мира. Святое, чистое и несвятое соединятся в одно целое благодаря очищению всего творения, совершенному жертвой Христа (Откр.21:26–27; 22:14–15).
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; КРОВЬ; МЫТЬЕ, ОМОВЕНИЕ; ПРОЩЕНИЕ; СВЯТОЕ МЕСТО; СВЯТОСТЬ; ЧИСТОТА.
Библиография:
J.Neyrey, Paul in Other Words: A Cultural Reading of His Letters (Louisville: Westminster John Knox, 1990).