Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Кровь

(Blood)

Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений.

Кровь как символ человеческой жизни. Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь (Ин.1:13; Гал.1:16; 1Кор.15:50). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека (1Кор.15:50). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» (Ин.19:34; 1Ин. 5:6). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости (Лк.24:39).

Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови (Лев.17:11; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни (2Цар.23:17; 1Пар.11:19) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его (Ек.12:7) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития (Быт.4:10). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» (Иов.16:18). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий (Иез.5:17; Авв.2:17), Жертвоприношений детей (Иез.23:37, 45), зависти и ревности (Иез.16:38), убийства из алчности (3Цар.21:19; 4Цар.9:26) и даже самоубийства (Мф.27:8; Деян.1:18–19). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах (Ис.63:6).

Кровь как символ вины. Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» (Ос.1:4), «город нечестивцев, запятнанный кровью» (Ос.6:8), «руки полны крови» (Ис.1:15). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей (Пс.138:19). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу (Иез.35:6). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти (Притч.28:17). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести (Быт.4:13). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках (Мф.27:24–25, см. ОМОВЕНИЕ РУК). Кровавые дела ожидают расплаты (2Цар.16:8).

Кровь как показатель нечистоты. Когда кровь находится внутри тела, о ней можно не думать, но когда она выступает наружу, не замечать ее нельзя. Вытекающая из пораненного тела кровь символизирует разрушение структуры жизни. Кровь, пролившаяся в результате насилия или несчастного случая, нарушает чистоту творения. С кровью животных обращались в соответствии со строгим ритуалом. Ее нельзя было оставлять, не прикрыв землей (Лев.17:13). Человеческая кровь обладала еще большей силой осквернения (Пс.105:38; Ис.59:3; Плч.4:14). Даже к естественным кровотечениям женщин следовало относиться в соответствии со строгими законами чистоты (Лев.12). В хронических случаях больные фактически подвергались остракизму (Лк.8:43). Противопоставляя Божью праведность человеческим попыткам достигнуть чистоты, Исаия не нашел более отталкивающего образа, чем сравнение всех наших праведных дел с запачканной кровью одеждой (Ис.64:6).

Кровь как предзнаменование. Вид яркого красного цвета свежей крови до сих пор поражает с почти противоестественной силой. Считалось, что в кровь превращаются и другие элементы, необычным образом меняющие свой цвет на красный. Как человеческая кровь свидетельствовала о ранении тела, так и кровь в мироздании указывала на кровотечение во вселенной и вызывала большой страх. Как знамение для Египта, воды Нила превратилась в кровь (Исх.4:9; 7:17). В предзнаменование для моавитян с восходом солнца вода стала красной, как кровь (4Цар.3:22). В Откровении тоже используется образ воды, превращающейся в кровь (Откр.8:8; 16:4). Иоиль предупреждает о знамениях – кровь на небе и луна, превратившаяся в кровь (Иоил.2:30–31). Об этих знамениях дня Господнего говорит Петр (Деян.2:19), и они вновь появляются в видении Иоанна (Откр.6:12).

Кровь как жертва и умилостивление. В Ветхом Завете пролитие человеческой крови рассматривалось как смертный грех: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6). Кровь животных, по ветхозаветному закону, проливать разрешалось, но только при соблюдении ритуальных правил. К этой крови следовало относиться с большим уважением. Ее нельзя было употреблять в пищу (Лев.17:10), и она играла важнейшую роль в обряде жертвоприношения. Кровь животного не только проливалась, она приносилась на святое место, символизировавшееся, например, жертвенником или крышкой ковчега завета во Святом-святых (см. ХРАМ).

Обрядовое предоставление крови рассматривалось как предоставление души человека, его nepes (Исх.12:23; Евр.11:28). Основополагающая идея выражена в Левит: «Потому что душа [nepes] тела в крови, и Я [Бог] назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души [ nepes во множественном числе] ваши, ибо кровь сия душу [nepes] очищает» (Лев.17:11). Nepes того, кто приносил жертву, отождествлялась с nepes жертвенного животного. Пролитие крови символизировало подчинение души. Более того, это было подчинение души в святости, как свидетельствует окропление крышки ковчега в день очищения (Лев.16:15).

Этот ветхозаветный фон помогает понять некоторые стихи Нового Завета о Крови Христа. В Рим.3:25 Кровь Христа показана не как кровь мученика, а как жертвенная кровь за грехи. Бог открыто предложил Христа в качестве очистилища. Присутствие Бога и место искупления надо теперь искать на Голгофе, а не за завесой во Святом-святых. Кровь Христа искупляет и оправдывает нас (Рим.5:9; см. ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ). В Послании к евреям тема значения жертвенной крови получает дальнейшее развитие. Кровь тельцов и козлов очищает тело, а Кровь Иисуса совершает гораздо больше: она очищает нашу совесть от мертвых дел для служения живому Богу (Евр.9:13–14; 10:4; ср. 4Мак.6:29).

На вечере Господней Иисус отождествил Свою Кровь с новым заветом. Взяв чашу вина, Иисус сказал: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24). Это можно сравнить с Исх.24:3–8, когда Моисей, взяв кровь тельцов, одной половиной ее окропил жертвенник, а другой – народ Израиля. В обоих случаях кровь скрепляла завет (Евр.9:18; ср. Зах.9:11 и Быт.15:9–18, где кровь убитых животных скрепила завет Авраама с Богом).

Божественность Христа Иоанн выражает с помощью образов, связанных с кровью. В Крови Христа заключена жизнь от Бога, чего не может быть в обычной человеческой крови. Чтобы иметь вечную жизнь, верующий должен пить Его Кровь (Ин.6:53–54). Когда ученики пытались понять эти слова Христа, Он объяснил, что «дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Ин.6:63).

Когда ранние христиане убедились, что искупление достигается через Кровь Христа, а не тельцов и козлов (Евр.10:4), некоторые из них решили, возможно на основании Лев.17:10–11, что закон, запрещающий употребление в пищу кровь животных, не имеет больше силы.

Кровь как вино. В Ветхом Завете вино называется выдавленной из винограда «кровью гроздов» (Быт.49:11). Пророк описывает победоносное Божье войско попирающим своих врагов и пьющим их кровь, как вино (Зах.9:15). Угнетатели напьются своей кровью, как вином. Используя распространенный образ крови как вина, Христос распространяет символику Ветхого Завета на Новый Завет. Полный цикл истории искупления завершается в евхаристии. С заменой в Новом Завете жертвенной крови вином, приношения плодов земли, которые в Ветхом Завете были неэффективными или неприемлемыми (Быт.4:3–4), становятся напоминанием (Лк.22:19), что жертва принесена раз и навсегда (Евр.10:10).

См. также: ВИНА; ВИНО; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; СМЕРТЬ; ЧИСТОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle