Кровля, крыша
(Housetop)
Для понимания библейского образа кровли необходимо учитывать, что отличительной чертой домов были плоские крыши, на которых совершались повседневные домашние дела. В Моисеевом законе указывалось даже на необходимость устанавливать перила у края крыши для предотвращения несчастных случаев (Втор.22:8). Кровля использовалась для хозяйственных надобностей (напр., для сушки плодов или белья), для личного времяпровождения, а также для совершения дел, предназначенных для всеобщего обозрения.
Некоторые из дел, совершавшихся на крыше, носили религиозный характер. Иосия сбросил с кровли языческие жертвенники, которые установил на ней Ахаз (4Цар.23:12). Иеремия обличал отступническую практику использования крыш для каждения фимиама и возлияний чужим богам (Иер.19:13; 32:29). В положительном плане мы видим, как Петр «взошел на верх дома помолиться» и получил видение нечистых животных, спускающихся с неба (Деян.10:9). Во времена Неемии верующие отмечали праздник кущей, устраивая шалаши на кровлях своих домов (Неем.8:16).
Кровли были также местом относительного уединения. Читаем, например, что люди поднимались на кровлю для сна (1Цар.9:25), или о человеке, сидящем в унынии, «как одинокая птица на кровле» (Пс.101:8). Образ кровли как места уединения выражается в притче, что «лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Притч.21:9; 25:24). Раав удалось спрятать двух соглядатаев, укрыв их снопами льна на кровле (Нав.2:6–7).
Вместе с тем, открытая для всеобщего обозрения кровля служила в библейские времена также местом публичных демонстраций. На ней горевали и плакали (Ис.15:3; Иер.48:38). На ней стояли во время публичного представления, когда Самсон обрушил храм Дагона (Суд.16:27). Тот факт, что кровля была местом провозглашения посланий, явствует из предписания Иисуса ученикам «проповедовать на кровлях» то, чему Он учил их тайно (Мф.10:27; ср. Лк.12:3). Когда Авессалом завладел царством Давида и пожелал утвердить свою власть, он поставил на кровле палатку и вошел к наложницам Давида «пред глазами всего Израиля» (2Цар.16:22).
Примечательные сцены на кровле памятны всякому читателю Библии: Давид, прогуливающийся на кровле своего дома весной под вечер и увидевший купавшуюся красавицу Вирсавию (2Цар.11:2) или друзья расслабленного, раскрывшие кровлю дома, чтобы спустить через нее больного для исцеления Иисусом (Мк.2:4; Лк.5:19).
Наконец, есть метафорические образы кровли. Мелкие корни травы, которая росла на некоторых кровлях, делали эту траву символом быстротечности и уязвимости человеческой жизни (4Цар.19:26; Пс.128:6). Чтобы подчеркнуть необходимость отказаться от земных интересов, когда предсказанная катастрофа поразит Иудею, Иисус заповедал не спускаться с кровли, чтобы взять что-нибудь из дома (Мф.24:17; Мк.13:15; Лк.17:31).
См. также: ДОМ.