Омовение рук
(Hands, washing of)
В руках выражается сама сущность человека. Руки демонстрируют характер поведения человека, и ими он выполняет свою работу. Они бывают красноречивее слов, ибо дела рук исходят от сердца. Руками совершаются благословение и исцеление или кровопролитие и нечестивые дела. В состоянии рук отражается состояние их владельца. Не удивительно, что в Библии неоднократно говорится о крови на руках (Быт.4:11; 2Цар.4:11; Иез.23:37, 45). Говорится также о зле, предательстве и вине «в руке» (1Цар.14:10; 26:18).
Грязные руки символизируют прошлые ошибки, а чистые руки – раскаяние и новое начало. Храмовый обряд предписывал омовение рук (Исх.30:17–21). Для служителей омовение рук должно было быть «уставом вечным», чтобы не умереть при приближении к жертвеннику. В других библейских отрывках омовение рук символизирует невинность и чистоту сердца. Старейшины города должны омыть руки в знак своей непричастности к убийству человека, найденного вблизи города (Вт.21:6). Но евреи не были монополистами такой очевидной символики. Пилата вряд ли можно заподозрить в пристрастии к еврейским обычаям, однако он тоже умыл руки перед толпой, дабы продемонстрировать свою невиновность в смерти Иисуса (Мф.27:24).
Чистые руки служили заверением в невиновности в случае не только с убийством, но и с любым другим проступком. Еврейские поэты описывают искренние заявления о невиновности и чистоте со ссылкой на «чистые руки» (Иов.17:9; Пс.23:4; 25:6). В увещевании Иакова проводится параллель между двумя понятиями: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).
Стремление к обретению святости часто приводило к распространению на мирян требований, предъявлявшихся к священникам. Фарисеи отнесли на свой счет необходимое для священников условие омовения рук и обвинили учеников Иисуса в том, что они ели хлеб «неумытыми руками» (Мк.7:1–8; Лк.11:38). Их возмущение нежеланием учеников следовать более строгим нормам дало Иисусу повод высказать учение о символическом значении омовения рук. Человек духовно загрязняется не нечистыми руками, а нечистыми делами.
В некоторых случаях ритуальное Омовение выглядит недостаточно адекватным выражением сожаления и раскаяния. Мысль о руке как об инструменте совершения греха Иисус ярко подчеркнул в предупреждении (гиперболическом, надеемся!): «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:30). Раввинское истолкование с достаточными на то основаниями связывало «грех правой руки» с мастурбацией. (В Матфея при обсуждении вопроса о похоти отсечение подразумевается его разрешением.) В предложении такого крайнего средства подчеркивается мысль, что внешнее следование закону или добропорядочное поведение подобны чистым рукам, в которых выражается только символическое действие и которые не могут очистить душу человека от склонности ко злу. То есть, в делах рук опять же проявляется нечистота сердца.
Как в Ветхом, так и в Новом Завете показано, что в стремлении человека к обрядовой чистоте, к символической чистоте сердца и даже к бытовой чистоте находит выражение видимый образ чистых рук как символа состояния невидимого сердца пред Богом.
См. также: ВИНА; ГРЕХ; МЫТЬЕ, ОМОВЕНИЕ; НЕВИННОСТЬ, НЕПОРОЧНОСТЬ; ОЧИЩЕНИЕ; СЕРДЦЕ; ЧИСТОТА.