Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Невинность, непорочность

(Innocence, innocent)

Под невинностью понимается отсутствие вины, непорочность, чистота и праведность. Поиск путей обретения невинности – одна из основных тем Писания. Невинность была изначальным состоянием рода человеческого, и в Библии показаны душевные искания для возвращения к состоянию праведности пред Богом. Глубочайший порыв души человека выражается в устремлении к непорочности, чистоте и невинности.

Хотя конкретного слова невинность в тексте нет, первыми – и, быть может, самыми стойкими – образами невинности в Библии выступают Адам и Ева как представители еще не испытавшего грехопадения человечества в совершенном саду (Быт.2). История жизни в раю окружена аурой нового начала и незапятнанной чистоты. Предпосылкой рассказа служит факт, что Адам и Ева еще не проявили непослушания и, следовательно, были безгрешными. Конкретно их невинность выражалась в отсутствии опыта познания зла, так как они еще не вкусили плодов дерева познания добра и зла (Быт.2:16–17). Эта невинность символизировалась образом наготы, которой Адам и его жена «не стыдились» (Быт.2:25).

Абсолютная невинность в случае с падшим человечеством невозможна, но в определенном смысле она все же может проявляться, поэтому в Библии показаны люди, о которых говорится как о невинных или не заслуживающих обрушивающихся на них несчастий. Мученики, например, невинны, то есть не заслужили смерти, как свидетельствуют слова Иисуса о «всей крови праведной, пролитой на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина» (Мф.23:35). В Книге Иова, где показаны страдания человека, не совершившего ничего, чтобы заслужить их, люди неоднократно характеризуются как «невинные» или «непорочные» (Иов.1:1,8, 22; 4:7; 17:8; 22:19, 30; 27:17). В псалмах (Пс.14:5; 18:14; 93:21), как и в Книге Притчей, нравственная праведность людей тоже приравнивается к невинности. Здесь мы видим одни из самых выразительных образов невинности в Библии – образцы добродетели, праведное поведение которых делает незаслуженными бедствия, постигающие их в этом мире (см. также Дан.6:22). В местах, где используется этот мотив, противниками невинных людей обычно выступают угнетатели, и тем самым выражается архетип образа невинной жертвы.

Невинность добродетельных людей связывается с сердцем и руками, поскольку невинность – это внутреннее качество сердца, а омовение рук – архетип очищения. Авимелех заявил, что совершил грех по неведению, «в простоте сердца моего и в чистоте рук моих» (Быт.20:5). В Пс.72:13 автор вопрошает: «Так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои?» (ср. Пс.25:6). В Иов.22:30 Бог изображается избавляющим «небезвинного» очищением его рук. Пилат умыл руки в знак своей якобы невинности, когда отдал Иисуса иудеям (Мф.27:24). Невинность, к которой стремится Давид в Пс.50:12, выражается в образе чистого сердца.

В ряде случаев невинность в Библии связывается с поведением людей, совершающих дурные поступки по незнанию, а не в результате сознательного греха. Так, Авимелех ответил на сон, который ему послал Бог: «Владыка! неужели Ты погубишь и невинный народ?» (Быт.20:4) – имея в виду, что он взял Сарру в свой гарем, не зная о ее замужнем положении. Как вариант этой темы, в Новом Завете мудрость дважды сопоставляется с невинностью, причем под невинностью подразумевается свобода от нечестия и зла или их незнание: Иисус наставлял учеников быть «мудрыми, как змии, и невинными {простыми}, как голуби» (Мф.10:16 RSV), а Павел хотел, чтобы христиане в Риме были «мудры на добро и невинны {просты} на зло» (Рим.16:19 NIV).

Наиболее многочисленная группа упоминаний о невинности в Библии соотносится с пролитием «невинной крови». В примерно двадцати случаях речь идет об убийстве людей, не заслуживших такой участи. Безусловно, имеется в виду не абсолютная невинность, тем не менее использование образа невинности подчеркивает отвратительную природу убийства.

Высшим примером невинности в Библии служит, несомненно, Иисус. Увидев происходившее при распятии, сотник «прославил Бога и сказал: истинно, Человек Этот был невинным {праведник}» (Лк.23:47 RSV). Писание свидетельствует, что Иисус «не сделал никакого греха» (1Пет.2:22) и что Он был «искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Пилат не нашел «никакой вины в Этом Человеке» (Лк.23:4), и даже разбойник на кресте заявил, что «Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). Сам Иисус однажды спросил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8:46).

Невинный Иисус остается образцом, которому стремятся подражать Его последователи. Павел молился, чтобы филиппийские христиане «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом» (Флп.1:10–11). В отношении христиан в Коринфе Павел выражал уверенность, что Бог «утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.1:8). О фессалоникийцах Павел молился, чтобы Бог «утвердил сердца ваши непорочными во святыне» (1Сол.3:13). Филиппийцев он призывал «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Флп.2:15). Неоднократно подчеркивается возможность быть «непорочными» или «неповинными» во Христе (2Пет.3:14; Иуд.1:24; Еф.1:4; 5:27; Кол.1:22).

См. также: БЕЛЫЙ ЦВЕТ; ВИНА; ГРЕХ; МУЧЕНИК; ОТПАДЕНИЕ ОТ НЕВИННОСТИ; ОЧИЩЕНИЕ; СЕРДЦЕ; СНЕГ; ЧИСТОТА; ШЕРСТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle