Отпадение от невинности
(Fall from innocence)
Тема «отпадения» в смысле внезапного отхода от идеального состояния занимает важное место в литературе. Жанр обычно бывает трагедийным с переходом от благополучия к страданиям. Строго говоря, отпадение от невинности определяется как утеря нравственной непорочности и вхождение в состояние греховности. Но в более широком смысле невинность можно понимать как неведение или отсутствие знания (приобщение Иосифа к зрелости в результате ненависти братьев, сексуального искушения и несправедливости), юношескую наивность («неразумный юноша», поддавшийся сексуальному искушению в Притч.7:6–27) или состояние благополучия человека, еще не познавшего страданий или потерь (история Иова).
Выражение отпадение от невинности как таковое в Писании не встречается, но представление о нем помогает четче обозначить контуры общей направленности библейского повествования. Человеческая история начинается с состояния невинности, затем опускается до уровня трагедии и, наконец, поднимается к счастливому завершению для тех, кто принимает предложение Бога о спасении. В рамках этой общей сюжетной линии с падением и подъемом серия конкретных «отпадений» наглядно свидетельствует об ужасной глубине нравственных провалов в сравнении с чистотой Бога, проявляющейся в сотворенных существах, как ангельских, так и человеческих. В Библии мы видим два падения, сыгравших основополагающую роль, два поворотных пункта в истории творения, и огромное множество последующих падений, которые происходят в роде человеческом в результате двух изначальных падений.
Падение сатаны. Одним из них является доисторическое отпадение сатаны и непокорных ангелов. В Библии содержатся лишь намеки на это событие (для большинства читателей более детальная картина связана, вероятно, с «Потерянным раем» Мильтона). Сатирическое изображение Исаией царя Вавилона (Ис.14:12–21) явно указывает на неземной по своему характеру бунт против Бога. Пророчество о суде над царем Тира в Иез.28:11–19 дает еще больше оснований для истолкования его как завуалированного рассказа о падении сатаны на небе. В обоих видениях падение представлено как наказание за непомерные амбиции и гордость, побуждавшие стремиться выйти за рамки ограничений, присущих сотворенному существу.
Краткие упоминания о падении (или серии падений) сатаны и его легионов есть и в Новом Завете. Христос говорит о падении сатаны с неба (Лк.10:18) и о его «изгнании» (Ин.12:31), а Павел в Рим.16:20 – о «сокрушении» сатаны. В Иуд.1:6 описываются ангелы, «не сохранившие своего достоинства» и соблюдаемые «в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». Во 2Пет.2:4 содержится аналогичный рассказ о том, что Бог «ангелов согрешивших не пощадил» и связал «узами адского мрака» до суда. В Откр.12:7–12 описывается эпическая битва на небе, закончившаяся «низвержением на землю» дракона и его ангелов. В отличие от падения Адама и Евы, неповиновение которых само по себе повлекло отпадение, падение бесов было наказанием, назначенным разгневанным Богом за их греховные дела.
Падение Адама и Евы. Вторым падением, сыгравшим решающую роль, было грехопадение Адама и Евы в раю (см. САД). Картина утраченной затем невинности нарисована в Быт.2. В рассказе о грехопадении (Быт.3) присутствует несколько мотивов. Один из них – искушение женщины сатаной, соблазнившим Еву есть плоды с запретного дерева. Собственно грехопадение заключалось в неповиновении – совершении того, что Бог запретил человеческой чете делать под угрозой смерти. Как и в случае с сатаной, грехопадение людей было, в частности, вызвано желанием выйти за пределы, установленные Богом для Своих творений (Быт.3:5). Грехопадение произошло сразу же после вкушения плодов запретного дерева – едва съев их, Адам и Ева узнали, что они наги (Быт.3:7), и испугались, услышав Бога, ходившего по саду (Быт.3:8). Побуждение прикрыться и спрятаться от Бога служило показателем произошедшего в них коренного изменения, выразившегося в чувстве стыда, неудобства, осознании утраты и отделения от Бога. Как и в случае с падением сатаны, утрата невинности сопровождалась судом Бога, Который наложил на Адама и Еву проклятие и изгнал их из сада невинности.
В новозаветных комментариях рассказа в Быт.3 основные моменты этой главы получают дальнейшее развитие. Произошедшие события рассматриваются как изначальный архетип грехопадения, как причина всех последующих отпадений (Рим.5:12–21; 1Кор.15:21–22). Хотя в Быт.3 упор делается на сознательном неповиновении Адама и Евы, в новозаветных комментариях картина дополняется мотивом сострадания к Еве как к жертве искушения сатаны (2Кор.11:3; 1Тим.2:14).
Последующие падения. Поскольку вместе с Адамом и Евой пал род человеческий в целом, ни одно последующее падение не было отпадением от состояния абсолютной невинности, а лишь относительным, то есть дальнейшим отходом от уже падшего положения. После грехопадения Адама и Евы первобытная история (Быт.4–11) наполнена примерами последующих падений. К наиболее значительным событиям относятся убийство Авеля Каином (за которым последовало изгнание), вырождение рода человеческого до такой степени, что Богу пришлось уничтожить мир потопом, и нечестивые устремления, выразившиеся в строительстве Вавилонской башни (и закончившиеся рассеянием людей). Этот нисходящий по спирали характер человеческих дел ярко, как раз за разом раздающийся удар молотка, показан в Рим.1.
В ходе последующей истории наиболее выдающимися выразителями отпадения были вожди и цари, и в этой категории большинство примеров подтверждает правило, что «погибели предшествует гордость, а падению надменность» (Притч.16:18). Можно вспомнить о Моисее, Самсоне, Сауле, Давиде, Соломоне (главными пороками которых были чувственность, склонность к роскоши, язычеству, а также гордость), Навуходоносоре, Амане и Валтасаре. К их числу можно добавить недостойного пророка Иону, отпавшего от положения уважаемого Божьего пророка, а также самодовольных состоятельных людей из Пс.72, которые, несмотря на свою неуязвимость, попадают на «скользкие пути», с которых «низвергаются» и «погибают от ужасов» (Пс.72:18–19). Все они допускали грубые ошибки в своих суждениях и проявляли неповиновение, за что Бог наказывал их. Короче говоря, они отпадали от состояния, в котором пользовались благоволением и/или благоденствием.
В то же время, хотя литература черпает вдохновение, прежде всего, в образах правителей как людей, наиболее подверженных глубоким падениям, она не ограничивается в этом отношении только лидерами и великими мира сего. В Библии падением считается любое прегрешение народа или отдельного человека. Ошибки совершают даже благочестивые в принципе люди, такие как Авраам, Иаков, Гедеон, Илия и ученики Иисуса. Ветхозаветная история народа Израиля представляет собой непрерывную череду падений, покаяний и восстановлений. Новозаветная церковь тоже испытывала падения. Церковь в Ефесе получила предупреждение, что она «оставила» свою первую любовь (Откр.2:4–5), а Павел удивлялся, что галатийские христиане так быстро перешли к «иному благовествованию» (Гал.1:6). Возможность отпадения представляет постоянную опасность для всех живущих в падшем мире, где каждый в любое время может попасть в «сеть диавольскую» (1Тим.3:7) или «впасть в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9). В таком неустойчивом мире люди предупреждаются: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12).
Мысль о ненадежности жизни в падшем мире, выражающейся в готовности людей сделать неправильный выбор и навлечь на себя беду, подчеркивается в притчах Иисуса. В них мы видим целую галерею образов простых людей, отпадающих от вполне реальной или потенциальной благодати либо в настоящей, либо в будущей жизни: ленивый раб, получивший часть достояния своего господина и из-за своей небрежности лишившийся его расположения; приглашенные на пир и затем отвергнутые хозяином из-за своего отказа от приглашения; лицемерный фарисей, покинувший молитвенное собрание осужденным; богач, который не обращал внимания на тяжелое положение нищего у его ворот и судьба которого резко изменилась в загробной жизни; предприимчивый земледелец, самоуверенные планы которого сорвались накануне окончания строительства. Все эти случаи представляют собой отпадение не от невинности, а от благополучия и благоволения в результате неверного выбора.
В принципе тема отпадения от невинности принадлежит к повествовательному жанру, но она также присутствует как бы на заднем плане в некоторых неповествовательных местах. В псалмах жалобы обычно содержатся намеки на падение, которое испытал человек, находящийся в кризисной ситуации. В одном из них Давид вспоминает: «И я говорил в благоденствии моем: “не поколеблюсь вовек”», – но затем оказалось, что Бог сокрыл Свое лицо, и он «смутился» (Пс.29:7–8). Автор Пс.72 упоминает о случае, когда он чуть было не испытал падение: «Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» (Пс.72:2). В Притчах тоже безрассудство неоднократно изображается приводящим в конечном счете к падению. Например, стопы распущенной женщины «достигают преисподней» (Притч.5:5), а к нечестивым внезапно приходит погибель (Пс.6:15). Нечестивые исчезают, когда их касается несчастье (Притч.12:7), или «повергаются в несчастья» (Притч.21:12). «Нищета и посрамление отвергающему учение» (Притч.13:18), а «язык глупого – гибель для него» (Притч.18:7). Опять же, «глупость человека извращает путь его» (Притч.19:3), а «нечестивые впадут в погибель», тогда как «семь раз упадет праведник, и встанет» (Притч.24:16). Общая направленность литературы мудрости выражается в том, что в жизни человека подстерегает множество ловушек и ям и что единственное надежное противоядие – путь мудрости.
В библейской истории отражается нравственное противостояние между Богом и греховными человеческими существами – вселенский конфликт, выливающийся в драматическое сочетание имеющихся возможностей, сделанного выбора и его последствий. Раз за разом делается неверный выбор. За одной потерей следует другая, создавая нисходящую спираль, которая без вмешательства Бога обрекает людей на существование без мира и надежды.
См. также: АДАМ; БУНТ, НЕПОКОРНОСТЬ; ГРЕХ; ЕВА; ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ; ОТСТУПНИЧЕСТВО; РАЗЛОЖЕНИЕ; САД; ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ.