Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Открытость, открытие

(Open, opening)

Образ открытия чего-либо или чего-то открытого встречается в Библии повсеместно. Открыть – характерное действие, о котором упоминается свыше двухсот раз. Самые выразительные примеры связаны с метафорическими и духовными образами, но не следует упускать из виду значение буквальных, физических действий, когда люди открывают что-то или видят что-то, открытое перед ними. В Библии неоднократно говорится об открытых ушах, глазах и ртах. То же самое относится к дверям, воротам и окнам. Раскрываются утробы при рождении ребенка. Говорится также об открытых руках или даже сердцах.

В разных местах Библии открываются небеса, позволяя увидеть мимолетные картины Божьего Царства. Небеса отверзлись перед Иезекиилем, показав ему видения Божьего промысла в отношении людей (Иез.1:1). Иисус при крещении увидел разверзшиеся небеса, раскрывшие единство Отца и Духа с Сыном (Мф.3:16; Мк.1:10–11;Лк.3:21). Иногда небеса открываются в видениях, как в случаях с Иезекиилем, Иаковом (Быт.28:12–13) и Петром (Деян.10:11), порой в буквальном смысле, как в случаях с Иисусом и Стефаном (Деян.7:56). Во всех случаях они открываются тем, чьим глазам позволено видеть.

Иисус сказал Нафаниилу, что он увидит «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:51), давая понять, что Он Сам есть лестница (как в видении Иакова), которая в конечном счете соединит небо с землей и землю с небом. Действительно, когда новый Иерусалим сойдет с неба от Бога, как пророчествовал Иоанн в своем видении, в нем будет обитать Иисус, Агнец Божий, как свет для всех, и это будет окончательным и полным открытием неба земле (Откр.21:1–3).

Небеса часто открываются не для того, чтобы их видели, а для того, чтобы что-то впустить или выпустить. Бог послал колесницы огненные с неба за Илией (4Цар.2:11). Небо показывается также огромным хранилищем, которое открывается и посылает свои запасы – например, манну или дождь (Втор.28:12). В нужные времена Божье хранилище открывается, чтобы послать наказание в виде землетрясения, бури или града (Иов.38:22–23; Нав.10:11). Бог даже открыл Свой арсенал против вавилонян (Иер.50:25). Небесные окна раскрываются, чтобы посылать не только потоп (Быт.7:11; 8:2), но также благословение (Мал.3:10) и суд (Ис.24:18). Иногда отверстия небесные изображаются в виде дверей (Пс.77:23). В Откровении дверь неба открылась перед Иоанном, чтобы он взошел «в духе» и получил видение конца времен (Откр.4:1–2).

В Писании говорится, что Бог открывает самые разные двери. По Его повелению открываются двери темницы (Деян.5:19; 16:26–27). Бог говорит, что Он откроет двери и ворота перед Киром, выражая с помощью этой метафоры Свою готовность дать Киру возможность одержать победу в битве (Ис.45:1). Новозаветные проповедники говорят, что Бог открывает двери, чтобы через эти двери доносилось их благовестия (1Кор.16:9; 2Кор.2:12; Кол.4:3). В словах Иисуса, обращенных к последователям: «Стучите, и отворят вам» (Мф.7:7; Лк.11:9), – имеется в виду, что Бог откроет дверь, раскрыв Себя и все Свое Царство тем, кто смиренно просит. «Отворите мне врата правды, – молится псалмопевец, – войду в них, прославлю Господа» (Пс.117:19).

В Откр.3:20 картина меняется на противоположную: стоит уже Иисус, а услышавший Его голос отворяет Ему. Библия призывает землю и живущие на ней творения открыться Богу, открывающему им Свое небо. Они должны получить Его спасение, как земля раскрывается для дождя, падающего с неба (Ис.45:8). В конечном счете, однако, открывает всегда Бог. Когда Лидия уверовала во Христа, «Господь отверз сердце ее» (Деян.16:14). Фактически смерть и преисподняя «открыты» пред Богом Промыслителем (Притч.15:11; ср. Пс.37:10; Лк.24:45).

Открытие и закрытие неба и земли часто выражается с помощью образов частей человеческого тела: глаз, ушей, рта и рук. Очи Бога «отверсты на все пути сынов человеческих» (Иер.32:19). Во многих молитвах Бога просят прийти на помощь в таких выражениях: «Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь; открой, Господи, очи Твои, и воззри» (напр., Ис.37:17). Получаемые нами пища и благословения исходят из открытой руки Бога (Пс.103:28; 144:16). И Бог не только призывает людей открыть глаза и уши, но и Сам открывает их (Ис.35:5; 42:18; 50:5).

Он «отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр.3:7). Бог отверзает все, что пожелает: утробу (Быт.29:31; 30:22); камни, из которых изливаются потоки воды (Пс.104:41); море (Пс.73:13); саму землю (Чис.26:10; Пс.105:17). Но самое изумительное раскрытие Бога – это раскрытие Им Себя Самого нам чрез Христа, изображенное как разрыв завесы, отделяющей Святое-святых от остальной части храма. Этот разрыв имеет значение открытия неба, ибо смерть Христа позволяет входить «путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою» в само присутствие Бога (Евр.10:19–20).

См. также: ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ; ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ; ДВЕРЬ; ЗАКРЫВАНИЕ, ЗАТВОРЕНИЕ; УХО, СЛУХ; ЧРЕВО, УТРОБА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle