Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Глаз, око, зрение

(Eye, sight)

Орган зрения в Библии часто упоминается в буквальном смысле (напр., Быт.3:6; 30:41). Глаза считались показателем красоты (1Цар.16:12; Песн.1:14; 4:1, 9; 5:12; 6:5; 7:5), а жестокое наказание путем выкалывания глаз врагу свидетельствовало, что ослепление было надежным способом вывести человека из строя (Суд.16:21; 4Цар.25:7; Иер.39:7). В то же время, зрение относится к распространенной категории духовных образов, по всей видимости, благодаря его очевидной связи со светом. Духовное зрение или прозрение служит обычной метафорой на всем протяжении Библии. В образе глаз, часто в сочетании с ушами, выражается мысль о духовном восприятии или познании (напр., Притч.20:12; 22:12; Ис.6:10). Следует, однако, отметить, что зрению в Библии придается менее богословский смысл по сравнению со слухом.

Примечательно, что в Библии отсутствует распространенное в большинстве религиозных традиций понятие «дурной глаз» (хотя, возможно, в Гал.3:1 содержится завуалированный намек). Вера в «дурной глаз» осуждалась проповедниками ранней церкви.

Всевидящий Бог. Одна из групп образов связана с антропоморфическим пониманием Бога, Который метафорически изображается наделенным человеческими частями тела. Бог часто показывается как обладающий обычными органами зрения (напр., Пс.32:18). В рассказе о сотворении мира Бог смотрит на Свое творение (Быт.1:4, 10). Увиденное получает нравственную оценку – «это хорошо». В более широком смысле, Бог видит все, что происходит на земле. Он всеведущ (Иов.28:10; Пс.138:16; Притч.15:3; Евр.4:13). Мысль о способности Бога видеть все Иезекииль подчеркивает в описании своих видений Бога в окружении живых существ, покрытых глазами (Иез.1:18; 10:12).

Иногда Бога просят увидеть (Пс.16:2; 2Пар.6:20). Он видит злые дела, совершаемые людьми (Иер.16:17), хотя иногда говорится, что Ему не свойственно смотреть на зло (Авв.1:13). Действительно, Бог может закрывать глаза, и при этом подразумевается, что помощи не будет (напр., Ис.1:15–16). Дела, которые видит Бог, иногда неизбежно заканчиваются наказанием (Иов.34:21; Пс.65:7; 93:9; Притч.15:3; Ам.9:4,8).

Бог видит и защищает тех, кого Он любит. «Око Господне над боящимися Его» (Пс.32:18; ср. Втор.11:12; 3Цар.8:29, 52; 9:3; 2Пар.6:20, 40; 16:9; Езд.5:5; Неем.1:6; Пс.33:16; 1Пет.3:12). Очи Бога обращены к истине (Иер.5:3) и на благо людей (Иер.24:6). С другой стороны, идолы часто изображаются слепыми (Пс.113:13; 134:16).

Человеческое прозрение и познание. Зрение иногда служит символом познания (напр., Быт.3:5; Иер.5:21). При этом обычно подразумевается принятие определенного мнения или суждения (Притч.3:7; Иер.7:11). Способность зрительного различения часто связывается с духовным прозрением (Пс.118:18, 37), которое может либо достигаться через изучение закона (Пс.18:9), либо прямо передаваться Богом через Своего Духа (Еф.1:17–18). Но духовное зрение может затемняться или затуманиваться (Мф.13:13; Лк.24:16; 2Кор.4:4). Непосредственным результатом грехопадения, описанного в Бытии, стало обретение Адамом и Евой определенной степени духовного и нравственного прозрения – глаза у них открылись, и они осознали, что утратили невинность и чистоту (Быт.3:5–7). В Ек.2:12–14 при противопоставлении мудрого человека глупому тоже используется образ зрения.

Люди могут стать слепыми, когда отказываются ответить на Божье слово. Именно об этом должно было возвещать служение Исаии (Ис.6:10). Бог позволяет народу упорствовать в своей бесчувственности (ср. Втор.29:4; Иер.5:21). Это место из Исаии Иисус привел в притче о сеятеле для объяснения положения тех, кто отказывается прислушаться к Его проповеди (Мк.4:12). В Деян.28:26–27 этот же отрывок приведен в связи с нежеланием иудеев принять христианское учение. И Павел упоминает эту цитату в Рим.11:8.

Увидеть Бога удостоятся только «чистые сердцем» (Мф.5:8). Люди смотрят на Бога для получения водительства (Пс.24:15; 31:8; 122:1; 144:15). Они нуждаются в Боге для прозрения (Быт.21:19). Следует осторожно относиться к тому, что видишь (Иов.31:1; Пс.100:3, 6; Притч.4:25), ибо глаз может быть поврежден или ослеплен (Мф.7:3–5), или же он может стать источником духовного зла (Ек.4:8; Мф.5:29; 6:22–23). В таких случаях требуются радикальные меры, Иисус советовал даже вырвать глаз (Мф.5:29; 18:9).

Пророков называют иногда «прозорливцами» (напр., 2Цар.24:11; Ис.29:10). Им дан от Бога особый дар духовного видения. Показателен в этом плане рассказ о Елисее и о воинстве Яхве. В первом случае Елисей не смог понять, что в грядущем конфликте будут участвовать Божьи ангельские силы. Однако в должное время его глаза открылись (4Цар.6:17, 20). В Апокалиптических писаниях, таких как книги Даниила, Иезекииля и Откровение, «отверзаются небеса», раскрывая божественные видения (напр., Зах.1:18; см. СНЫ, ВИДЕНИЯ). Бога «видят», главным образом, в апокалиптических видениях. Обычно это происходит в форме мессианских воплощений (напр., Дан.10:5–6), и контекст бывает преимущественно эсхатологическим (Ис.33:17; Иез.38:23; ср. Откр.1:7).

Одна из основных надежд на Мессию заключалась в том, что Он даст «слепым прозрение» (Лк.4:18), и эту миссию Иисус в достаточной мере выполнил в ходе Своего служения, совершив несколько чудес. Марк рассказывает об исцелении слепого из Вифсаиды, к которому зрение вернулось постепенно (Мк.8:22–26), а Матфей – об исцелении двух слепых (Мф.9:27–31), причем в этом случае исцеление связывалось с проявлением веры (Мф.9:29). Один из самых известных примеров – исцеление слепого Вартимея, о котором рассказано во всех синоптических евангелиях (Мф.20:29–34; Мк.10:46–52; Лк.18:35–43). Здесь опять же исцеление связано с проявлением веры (Мк.10:52). У Матфея записаны и другие случаи исцеления от слепоты (Мф.15:30; 21:14). В Мк.4:10–12 Иисус рассматривает цели Своего публичного служения в категориях Ис.6:10. Более ясно взаимосвязь между верой и зрением показана в Евангелии от Иоанна (напр., Ин.4:48; 14:8, 11; 20:8, 29). Центральное место в этой теме занимает исцеление слепорожденного (Ин.9:1–41), когда физическое прозрение сочеталось с духовным просветлением. Оценивая результаты публичного служения Иисуса, Иоанн еще раз привел слова из Ис.6:10 (Ин.12:40).

Идиоматические обороты. Принцип lex talionis (закона воздаяния), имеющего целью ограничить возможные эксцессы при отмщении, нашел выражение в словах «глаз за глаз» (Исх.21:23–25; Лев. 24:20; Втор.19:21). Личная встреча называется «лицом к лицу», буквально «глазом к глазу» (Чис.14:14), а действия совершаются «пред глазами» (Быт.42:24; ср. Иер.32:12). При описании чьего-то суждения, особенно в Ветхом Завете, говорят, как то или иное выглядит «в глазах» человека (4Цар.10:5 {«угодно»}; 1Пар.13:4 {«справедливым»}; ср. Мф.21:42; Мк.12:11). Проявлять упрямство значит «быть правым, справедливым, мудрым в глазах своих» (напр., Суд.17:6; 21:25 {«справедливым»}; Пс.35:3 {«льстит себе в глазах своих»}; Притч.3:7; 10:10; 12:15; 16:2; 21:2; 30:12–13; Ис.5:21). Гораздо разумнее делать угодное «пред очами Господа» (напр., 3Цар.15:5, 11; 4Цар.14:3). Оглядеться вокруг значит «возвести очи» (напр., Быт.13:10, 14; 18:2; 22:4, 13; 24:63–64), а «взирать», «обратиться» или «устремиться» глазами значит обратить внимание на кого-то или на что-то (Быт.44:21; Пс.118:6, 15; Иез.20:24; Лк.4:20). События могут происходить «во мгновение ока» (1Кор.15:52).

Зрачок или «зеница» ока представляет большую ценность, и это выражение служит для обозначения дорогого Богу человека (Пс.16:8; Зах.2:8). В нем может подразумеваться Божья защита и забота (Втор.32:10). Оно может относиться также к наставлениям учителя (Притч.7:2).

Глаза как выражение чувств. Глаза могут выражать широкий диапазон чувств, как положительных, так и отрицательных. Они могут выражать чувства физического и эмоционального удовлетворения (1Цар.14:27; Пс.37:11), просвещения (Пс.18:9), наслаждения (Иез.24:16), смирения (Пс.122:2), сочувствия, жалости (Втор.7:16; 19:13, 21; 25:12; Иез.16:5) или великодушия (Притч.22:9 {буквально «с изобильными глазами»}; Мф.6:22). Они могут также выражать физическую и эмоциональную неудовлетворенность (Втор.28:65; Иов.17:7; Пс.68:4; Плч.5:17), непонимание (Иов. 17:7), печаль (Пс.6:8; 30:10; 87:10; 118:136; Иер.9:1; Плч.1:16; 2:11; 3:48–49), надменность (4Цар.19:22; Пс.17:28; Притч.6:17; 21:4; 30:13; Ис.5:15; 37:23), отсутствие сострадания (Притч.28:27; Мф.13:15), алчность (Притч.27:20; Ек.4:8), зависть (Притч.23:6 {буквально «с завистливым глазом»}; Мф.20:15), насмешку (Пс.34:19; Притч.30:17), коварство и обман (Пс.34:19; Притч.6:13; 10:10; 16:30), ненависть (Иов.16:9), похоть (Пс.72:7; Притч.17:24; Ек.2:10; Иез.6:9; Мф.5:29; 2Пет.2:14; 1Ин.2:16) и обольщение (Ис.3:16 {во многих случаях слово «глаза» в переводе отсутствует и передается образно через какие-либо качества характера}).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ГРЕХ; СВЕТ; СЕРДЦЕ; СЛЕПОТА; УХО, СЛУХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle