Глина
(Clay)
Хотя в жизни древнего Ближнего Востока глина играла гораздо большую роль, чем сегодня, она остается достаточно привычным материалом, и описание дома местного горшечника в Книге Иеремии вполне можно сравнить с современной гончарной мастерской (Иер.18:3–4). Помимо производства глиняной посуды для использования в повседневной жизни, из глины делали формы для отливки металлических изделий (3Цар.7:46; 2Пар.4:17). Ее физические свойства (пластичность и мягкость в одном состоянии, хрупкость и ломкость – в другом), а также разнообразие практического применения сделали глину источником ярких библейских метафор.
В качестве мягкого и пластичного материала (Иов.38:14; Пс.39:3 {«тинистого»}) глина служит прекрасным образом для изображения людей как творений, вышедших из рук Бога (Ис.64:8; Иер.18:6; Иов.10:9; 33:6 {«из брения»}). Работавший с глиной (или известью) гончар доводил ее до нужной консистенции, растаптывая ее, вероятно, в выкопанной на месте яме (Наум.3:14). Образу увязающих в глине ног псалмопевец противопоставляет твердую опору, которую ему предоставил Бог, извлекший его из скользкой ямы (Пс.39:3 {«тинистого болота»}). Рисуя картину грядущего суда, пророк предупреждает, что Бог будет попирать владык подобно тому, как горшечник топчет глину, подразумевая в этом образе подготовку к приданию новой формы (Ис.41:25). Будучи мастером-горшечником, Бог обладает абсолютным правом придавать каждому из Своих творений определенную форму и назначение по Своей воле (Ис.29:16; 45:9; Рим.9:21).
Хрупкость сухой и необожженной глины служит ярким образом слабости слов (Иов.13:12), духа (Пс.30:13), царств (Ис.30:14; Дан.2:41–42; Плч.4:2) и земного существования в целом (Иов.4:19 {«из брения»}). Ветхозаветный обрядовый закон предписывал разбивать оскверненные сосуды (Лев.6:28; 11:33; 15:12), и точно так же подлежат суду бесчестящие Бога (Пс.2:9; Ис.41:25; Иер.19:1–11; 22:28; 48:38; Откр.2:27). Те же, кто служит Богу, подобны глиняным сосудам с лежащими в них сокровищами; они ценны и полезны для Него (2Кор.4:7; 1Тим.2:20; Деян.9:15). Образ Божьей руки, образующей и преобразующей людей (Ис.64:8), находит также выражение в рассказе о том, как Иисус помазал глиной глаза слепого (Ин.9:6–15 {«брение»}).
См. также: КИРПИЧИ.