Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Кирпичи

(Bricks)

В библейские времена кирпичи были самым распространенным строительным материалом и изготовлялись обычно из ила или глины с добавлением песка и измельченной соломы. Эта смесь либо высушивалась на солнце, либо (для особо важных или требующих тщательного архитектурного оформления зданий) обжигалась в гончарных печах. Обожженные кирпичи были более долговечными, но гораздо менее распространенными, и вплоть до римского периода в Палестине практически не использовались. В Древнем мире преобладали более дешевые и легкие в изготовлении высушенные на солнце кирпичи. Они выглядели твердыми и прочными, но быстро крошились от воздействия дождя или при резком изменении температуры. Исаия передал предупреждение Бога израильтянам, высокомерно похвалявшимся: «Кирпичи пали, построим из тесаного камня» (Ис.9:10). Камни долговечны, а кирпичи символизируют здесь быстро разрушающуюся конструкцию, возможно даже, языческие жертвенники, которые непослушный Богу народ возводил по всей земле по примеру окружавших его народов. По словам Исаии, эти идолопоклонники оскорбляли Бога в лицо, «принося жертвы в рощах и сожигая фимиам на черепках» (Ис.65:3). Такие жертвенники строились по человеческому, а не божественному замыслу. Они не могли быть долговечными не только потому, что кирпичи рассыпались, но и потому, что Господь произнес над Израилем суд за его греховное идолопоклонство (см., напр., весь отрывок Ис.9:8–21).

Образ кирпичей часто встречается в местах, где показывается, как люди упиваются собственной гордостью, строят преходящие мирские планы, вместо того чтобы повиноваться вечному Богу. Поэтому в Писании кирпичи нередко несут отрицательную смысловую нагрузку: в них выражается ограниченный и временный характер человеческих творений, особенно когда люди выступают против вечного Бога. Строители Вавилонской башни начали с того, что сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем» (Быт.11:3). Далее в этом стихе поясняется, что кирпичи использовались вместо камней, которых становилось все меньше по мере продвижения людей на восток. Здесь кирпичи показаны как конкретный строительный материал в попытке осуществления человеческих самонадеянных планов. Образ поднимающихся к небу кирпичей помогает понять ожесточение сердец людей, стремящихся к высотам и власти, которые принадлежат только Богу.

В наиболее развернутом виде связанный с кирпичами образ показан в рассказе о жизни израильтян в Египте (Исх.1). Здесь народ, занимавший господствующее положение, самонадеянно навязывал свою волю наперекор Всемогущему Богу: египтяне с жестокостью принуждали Божий избранный народ выполнять «тяжкую работу над глиною и кирпичами», а их правитель фараон отказывался прислушаться к Божьему повелению отпустить народ (Исх.1:14; 5:2).

В каждом их этих рассказов торжествует верховная власть Бога: Он остановил строительство города и башни в Вавилоне; Он освободил Свой народ из рук фараона; позднее Он наказал Свой народ за идолопоклонство. Вновь и вновь с кирпичами связывается рассказ не только об ожесточении и бунте сердец, но и о мимолетном и временном характере власти, к которой такие сердца стремятся.

См. также: ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ; ГЛИНА; КАМЕНЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle