Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Камень

(Stone)

Нет ничего более безжизненного, чем камень. Однако отдельный камень, выставленный на видном месте, может нести некое послание и быть почти что одушевленным. Так, камень Иисуса Навина в Сихеме «слышал все слова Господа... он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Нав.24:27). Камни выступают как свидетели и в других местах. Заключается завет, съедается жертвенная пища, и камни становятся свидетелями (Быт.31:44–54). Археологи нашли несколько каменных кругов (некоторые с изображениями глаз или рук), которые почти несомненно свидетельствовали о заветах или других религиозных обрядах.

Образ камня прежде всего передает понятие безжизненности. Когда Моисей получил десять заповедей, они были написаны на каменных скрижалях, что показалось пророкам более поздних поколений символом ожесточенных, не желающих реагировать сердец: «И возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26; см. также Иер.31:33). Павел говорит о контрасте между «служением смертоносным буквам, начертанным на камнях, и великой славой служения в Духе преображающем жизнь» (2Кор.3:7–8).

Прочные и тяжелые камни – мощная разрушительная сила, если подтолкнуть их. Камень «без содействия рук» ударяет по ногам статуи во сне Навуходоносора, сокрушая золотой, серебряный и другие слои, символизирующие мировые империи. Этот сверхъестественный камень растет, наполняя землю; это несокрушимое Божье Царство (Дан.2:34–44). Камень этот устоит, хотя все мировые царства падут и никогда больше не возвысятся. Именно по причине неизменности и долговечности, Иаков называет Бога Скалой (Быт.49:24 {«твердыня Израилева»}).

То, что сатана искушал Иисуса превратить камни пустыни в хлеб, не случайно. Искушения сатаны связаны с тем, что кажется привлекательным. Но Богу не нужны «хлеб и зрелища», чтобы найти последователей. Не случайно храм Господа был построен из камня, облицованного дорогим материалом (3Цар.5:17), ведь камень был более прочным материалом, чем кирпич. Храм должен был символизировать истину: Бог с нами, – и в самом деле Господь сказал Соломону при освящении храма: «Будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:3).

Но эта уникальная привилегия была связана с устрашающей Божьей святостью. Если люди отвернутся от своего Господа, Израиль будет изгнан со своей земли и храм превратится в груду развалин (3Цар.9:6–9). Исаия понимал, что скоро эта угроза осуществится: «Господа Саваофа – Его чтите свято... И будет Он освящением и камнем преткновения» (Ис.8:13–14). Бог становится и святилищем, и камнем преткновения, в зависимости от отклика людей на Его святость. Те, кто пребудет во Всевышнем, увидят, что Его ангелы уберегут их от падения (Пс.90:11–12; Мф.4:6). Более того, Божий замысел, касающийся Иерусалима, исполнится, несмотря на интриги вождей Израиля (Ис.28:14).

Будущий Божий замысел, явленный Исаии, предполагал заложить в Сионе «камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис.28:16) и использовать строителей справедливости и правды. Краеугольный камень здесь является частью фундамента, в то время как в других контекстах он может быть замыкающим камнем свода (Зах.4:7,9). В Новом Завете это выражение используется в обоих значениях. Как краеугольный камень свода, встав на место, доказывал, что указания архитектора были выполнены в точности, так было и в случае со служением Христа, «живого камня» (1Пет.2:4). Петр цитирует Пс.117:22: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла» (1Пет.2:7), а также Ис.8:14. Первые христиане связали между собой эти отрывки, потому что они указывают на Иисуса как на Мессию, предсказанного в Писании (см. Деян.4:11): их Мессия вызвал раскол и был отвергнут многими, однако это было предсказано. Сам Иисус применял к Себе Пс.117:22, к словам которого прибавлял ссылку на камень из Дан.2:34: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Лк.20:17–18). Эта устрашающая картина суда, описанная Иисусом, встречается только в евангелиях.

Павел соединяет Ис.28:16 и Ис.8:14 для объяснения, почему Израилю не удалось принять праведность через веру; они споткнулись, в то время как язычники поверили (Рим.9:33). В Еф.2:20–21 Павел прибегает к метафоре строительства храма в своем знаменитом описании церкви, созданной из верующих, утвержденных «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф.2:20–21).

В Неем.4:2 Санаваллат спрашивает, говоря о попытке вернувшихся из изгнания иудеев восстановить иерусалимскую стену: «Неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?». Эта метафора представляет интерес, если вспомнить о словах Петра, утверждающего, что отдельные верующие – «как живые камни» (1Пет.2:5). Возможно, размышляя о своем имени, он убедился, что не только он, называемый Петром, является камнем. Наконец, следует упомянуть, что мотив камней объединяет историю Иакова в повествовании Книги Бытие, отражая важные грани жизни и личности этого героя.

См. также: КИРПИЧИ; КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ; ПРЕТКНОВЕНИЕ, КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ; ПОБИЕНИЕ КАМНЯМИ; СКАЛА; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle