Созидание, строительство
(Build, building)
В созидании выражается внутренне присущее человеку побуждение установить свой порядок и контроль над материей окружающего нас мира. Созидание подразумевает сопротивление силам инерции и разложения и стремление к удовлетворению глубоко укоренившейся в человеке потребности создания чего-то осязаемого и прочного. Возведенная постройка символизирует успех.
Большинство из примерно четырехсот библейских упоминаний о строительстве относится к буквальному процессу или результату возведения материальных объектов. В Библии мы читаем о строительстве городов, башен, овчарен, домов, дорог, крепостей, стен и гробниц. Чаще всего строятся жертвенники – около пятидесяти упоминаний. Иногда указываются строительные материалы, такие как камень, кирпич или дерево (Неем.4:3, Ам.5:11; 3Цар.15:22), а в случае с более дорогими постройками – серебро, бронза (медь) и железо (1Пар.22:16). Особенно много рассказов о строительстве в книгах, где описывается возведение и восстановление храма (3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии), и в пророческих книгах (где в картине строительства выражается либо позитивный образ благословения, либо предсказание о суде). Эти описания деятельного строительства показывают, в основном, трудолюбие человека и достижение им своих целей, в соответствии с мыслью, высказанной в Ек.3:3, что бывает «время строить». В изображении человеческого усердия присутствуют также дополнительные оттенки твердого религиозного самосознания и упования на Божье провидение, выраженного в словах псалмопевца: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126:1).
Помимо образов строительной деятельности человека, строителем в Библии показан Бог. Он, прежде всего, создает материальные объекты. Во времена, когда между работой архитектора и строителя не проводилось различия, Бог изображался мудрым строителем всего мироздания. Творение – дело рук Бога: «Моя рука основала землю» (Ис.48:13). Творческая работа Бога изображается как закладка основания и верхних перекрытий (Пс.101:26; 103:3), как определение размеров, придание очертаний, утверждение оснований, закладка краеугольного камня (Иов.38:4–6) и устройство горних чертогов (Ам.9:6). Мы видим также прямые ссылки на использование Богом таких приспособлений и инструментов, как линейка, мерная лента, черпак и весы (Ис.40:12; Иер.32:10; Иов.26:10; 38:4–7).
В этих образах прославляются тщательное планирование Богом работы по сотворению мира, а также сложность и надежность сотворенного порядка. В книгах мудрости и в псалмах Божья работа по созиданию творения связывается с Его непревзойденными знаниями (Иов.38:4; Пс.135:5) и мудростью (Притч.3:19–20). Наиболее полное поэтическое выражение эта тема находит в ярком образе персонифицированной Премудрости, которая была при Боге искусной и радостной художницей (Притч.8:27–31), – в этом отрывке предвосхищается новозаветный образ Слова и Христа, активно участвовавшего в работе по сотворению всего сущего (Ин.1:1–5; Кол.1:15–17; 2:3; ср. 1Кор.8:6).
Бог изображается не только Строителем видимого мира, но также созидателем Иерусалима (Пс.146:2) и Хранителем остатка Иудеи (Иер.31:4, 28). Кроме того, Бог дает такие подробные инструкции для возведения скинии и храма, что в конечном счете Он предстает главным строителем этих святых мест.
Переходя к более метафорическим образам Бога как строителя, мы видим, что Он созидает основания для общественной жизни Своего народа. Так, в пророческих видениях искупления Бог создает надежные условия для жизни Своего народа (Пс.68:36; Ис.44:26; 65:1–21; Иез.28:26). В самом спасении заложена идея, связанная с Божьими строительными планами (Ис.26:1–2).
Еще большее духовное значение эта тема приобретает в Новом Завете, где мы часто видим образы, связанные с возведением храма. Христиане называются «Божьим строением» (1Кор.3:9), «укорененными и утвержденными» во Христе (Кол.2:7). Церковь – дом Божий (1Тим.3:15), стоящий на твердом Божьем основании (2Тим.2:19). Этот дом утвержден «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:20–22). Каждый христианин (1Кор.3:16–17; 6:19) и все христиане в целом (2Кор.6:16) представляют собой храм Божий. Иисус обещал «создать» церковь на камне исповедания Петра, который сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16–18).
Образ строительства используется также для изображения жизни, которую избирает человек, принимая или отвергая пути Божьи. Иисус показывает яркие образы благоразумного и безрассудного строителя (Мф.7:24–27; Лк.6:47–49; ср. с притчами Иисуса о строителях в Лк.12:13–21; 14:28–30). Христиане строят на основании Иисуса Христа, но соответствие материала, из которого они строят, будет испытано в судный день (1Кор.3:10–15).
К этому можно добавить еще ряд мест, памятуя, что слово назидание тоже связано с идеей созидания, строительства (напр., Рим.15:2; 1Кор.14:5, 26; Еф.4:29). Есть также стихи, где речь идет о «назидании» или «созидании» Тела Христова, то есть церкви (Рим.14:19; 1Кор.8:1; 10:23; 14:3, 12; 2Кор.10:8; 12:19; 13:10; Еф.4:12; 1Фес. 5:11).
В основе этих ссылок на церковь как на строение лежит понимание, что «устроивший все есть Бог» (Евр.3:4). Его высшее достижение – строительство небесного «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10), затмевающего своей славой все, что только можно себе представить (Откр.21:11), манящего к себе дома с множеством обителей, приготовленных Самим Христом (Ин.14:2)
См. также: БАШНЯ; ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ; ГОРОД; ДРЕВЕСИНА; ЖЕРТВЕННИК, КИРПИЧ, КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; СТЕНА; ХРАМ.