Стена
(Wall)
Неудивительно, что стены часто упоминаются в Библии. Стены были одной из наиболее важных и впечатляющих принадлежностей древних палестинских городов. Город обычно строили на холме, и издали древние израильтяне прежде всего видели его стены. Городские стены, сделанные из глиняных кирпичей или камня, были такими массивными и крепкими, что чаще всего археологи находят именно их. Фактически, почти невероятно было бы найти город библейского периода, стены которого не сохранились бы.
Израильтяне железного века (ок. 1200–586 г. до Р. Х.) строили внутри городских стен много вспомогательных сооружений. В ранние годы наиболее распространенными были стены-казематы: две параллельные стены (от метра до двух толщиной и удаленные друг от друга на полтора – два с половиной метра), окружавшие город, соединялись через равные промежутки поперечными стенами. Позже, возможно, после изобретения ассирийцами боевого тарана, израильтяне стали строить более прочные стены, толщиной от трех с половиной до пяти с половиной метров, с выступами и выемками, как видно из ассирийского изображения Лахиса периода Сеннахирима. Еще позже казематы и прочные стены использовались одновременно.
Для укрепленных стен были характерны и другие особенности. Гласис, или передний скат, насыпали у подножия стены, чтобы помешать врагам прокопать тоннель под ней и держать атакующих на расстоянии. Иногда в нижней части гласиса строилась еще одна небольшая сдерживающая стена. Перед этой стеной в земле или в камне выкапывали сухой ров, чтобы увеличить высоту стены. Хотя наши данные неполны, скорее всего для строительства стен использовали глиняные кирпичи и древесину. Зубцы на верхушке стен давали дополнительные преимущества обороняющимся.
Стены были дорогими защитными укреплениями, их нужно было постоянно чинить и поддерживать в хорошем состоянии. Жители города прекрасно понимали, сколько ресурсов и сил необходимо для строительства стен, так как многие из них платили налоги или участвовали в строительстве стен в качестве рабочей силы. Жители города должны были испытывать некоторую эмоциональную привязанность к стенам, так как они обеспечивали безопасность и давали ощущение благополучия среди враждебного и угрожающего мира. Автор Пс.47 с любовью описывает стены Иерусалима (Пс.47:13–14).
Без сомнения, в значительной мере ежедневная деятельность людей проходила за пределами городских стен: они пасли стада, выращивали урожай, доставали воду, добывали сырье и строительные материалы, например, глину, камень и городами. Но даже в мирное время люди возвращались на ночь домой, в круг городских стен, где семья собиралась вместе, спокойно и мирно ужинала и отдыхала. Если городу угрожал набег или война, между горожанами и врагом оказывалась стена; у жителей города даже было преимущество, так как они могли смотреть на нападающих сверху вниз и метать в них снаряды. На городских стенах происходили захватывающие события библейского повествования: дом Раав располагался в городской стене (Нав.2:15); тело мертвого царя Саула повесили на стене вражеского города (1Цар.31:10); Авимелеху проломили голову мельничным жерновом, который бросила женщина с башни городской стены (Суд.9:52); царицу Иезавель сбросили со стены три дворцовых евнуха, и кровь ее окропила стену (4Цар.9:30–35); Павел спустился ночью со стены Дамаска и бежал (Деян.9:23–25). Короче говоря, на городских стенах в Древнем мире происходили важные события.
Так как стены защищали город, они стали средоточием общественной и гражданской деятельности. Многочисленные библейские упоминания о городских воротах или о сидении у городских ворот показывают, что городской совет располагался непосредственно у входа в город. В Книге Притчей Премудрость делает объявление «при входах в городские ворота» (Притч.1:21) и «с возвышенностей городских» (Притч.9:3). Городские ворота явно часто выступали в роли места философских дискуссий и судебных заседаний (Руф.4; Притч.31:23; Ам.5:10, 15).
Помимо заметных оборонительных стен древних городов израильтянам были знакомы и другие стены – это заборы и ограды, стены вокруг домов, ограждения и стены в священных местах, а также горы и реки, служившие естественными заграждениями для захватчиков. Если стены были в плохом состоянии или небрежно построены, это невозможно было скрыть косметической побелкой (Иез.13:10–15). Лицемер подобен такой «подбеленной стене» (Деян.23:3). Его истинный характер скрыт лишь тонким слоем респектабельности.
Стена как положительный образ. Самое очевидное значение образа стены в Библии – военная защита и вытекающая из нее безопасность: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих!», – говорится в одном из паломнических псалмов (Пс.121:7). Самым важным строительным проектом тех, кто вернулся в Иерусалим из плена, было восстановление стен, чтобы «дать нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме» (Езд.9:9).
Являясь действенным средством защиты от врагов, стены были зримым признаком успеха и статуса города. Они были источником гордости и красоты, без них город выглядел незавершенным; отсюда внимание к описаниям стен в Апокалиптических видениях Иерусалима (Иез.40; Откр.21:15–21). Восстановленные стены Иерусалима были освящены в ходе пышной церемонии (Неем.12:27–47), а враги израильтян насмешливо комментировали: «Пойдет лисица, и разрушит их каменную стену» (Неем.4:3).
Помимо защиты, городские стены символизировали цивилизацию в противоположность варварству, оседлость – в противоположность хаосу и неприкаянности. В левитских законах о выкупе собственности сказано, что «дом, который в городе, имеющем стену» не выкупается даже в юбилейный год (Лев.25:29–30).
Разумеется, стены служат для ограничения пространства (личного, общинного, общественного), отделяя одну область от другой. Особенно важно в этом смысле использование стен для защиты священного пространства, и самый выдающийся пример этого – ветхозаветный храм (см. максимально подробное описание Нового храма в Иез.40).
В соответствии с провиденческим представлением о жизни в Ветхом Завете, городские стены – не просто источник безопасности; они – зримый признак Божьего благословения. Когда царь Аса очистил землю от идолов, он сказал народу: «Построим города сии и обнесем их стенами с башнями, с воротами и запорами. Земля еще наша, потому что мы взыскали Господа Бога нашего» (2Пар.14:7). Стены Иерусалима считались свидетелями верности Бога Своему народу завета:
Пойдите вокруг Сиона и обойдите его;
пересчитайте башни его; обратите сердце ваше к укреплениям его;
рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду.
Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки;
Он будет вождем нашим до самой смерти (Пс.47:13–15).
Развивая этот образ дальше, мы увидим, что стены становятся символом самого спасения. Как стена в буквальном смысле может дать физическое спасение людям, живущим внутри нее, так и спасение Господне в конечном итоге ждет Его народ:
Город крепкий у нас; спасение дал Он [Бог] вместо стены и вала.
Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину (Ис.26:1–2).
И снова:
«Будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою» (Ис.60:18).
Наконец, хотя стена прежде всего символизирует общество, ее символические значения иногда относятся к отдельным личностям. Так, Бог обещает Иеремии поставить его укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле» (Иер.1:18) и «крепкою медною стеною» (Иер.15:20). В Песни песней образ стены указывает на женскую девственность (Песн.4:12 {«запертый» = огороженный}; 8:8–9; сад Евр.= «огражденное место»), и стена, с окном и решеткой, представляет собой границу, которую должен пересечь возлюбленный (Песн.2:9).
Стена как отрицательный образ. Хотя стены задумывались как неприступные, конечно, они не гарантировали полной неприступности и могли быть разрушены. Поэтому они символизируют не только безопасность, но и уязвимость. Враги пытались ворваться в город любыми средствами: они приставляли к стенам лестницы (Иоил.2:7), делали под ними подкопы, пробивали в них бреши (2Цар.20:15; Иез.26:8–9), разрушали их (4Цар.14:13) или сжигали огнем (Иер.49:27).
Так как стены были уязвимы, они стали в библейском представлении образом неоправданных надежд. Ненадежность веры в людей, а не в Бога, описывается «как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся» (Пс.61:4). В наказание за неповиновение Богу враг Израиля «будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей» (Втор.28:52). Стены Иерихона (Нав.6) производили грандиозное впечатление, но не смогли устоять перед израильтянами. Они символизируют тщетную надежду. Забавно, что Раав, укрывшая израильтян, жила в доме в городской стене, символе силы города.
Разрушенная стена в Библии прежде всего символизирует поражение. Бог предсказывает Иисусу Навину о стене Иерихона, что она «обрушится до своего основания» (Нав.6:4). Когда Иоас наносит поражение Амасии, ключом к завоеванию является факт, что он «разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей» (2Пар.25:23), и такие же разрушения совершает Навуходоносор в большем масштабе, когда угоняет народ в рабство (2Пар.36:19).
Если стена – образ Божьего благословения, ее разрушение – знак Божьего суда. Когда Бог объявляет о суде над Иудеей, это описывается «как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение» (Ис.30:13). В других местах Бог изображен как проломивший стены Израиля (Пс.88:41), сокрушивший стены Моава (Ис.25:12) и разрушивший стены виноградника, символизирующего Иудею (Ис.5:5).
Как положительный, так и отрицательный образ стены метафорически может быть отнесен и к отдельной личности. В Притч.25:28 говорится: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим». Подобным образом, ложный оптимизм пророков, провозглашавших мир, которого не было, сравнивается с оптимизмом людей, которые надеются на непрочную, но побеленную стену; Бог разрушит ее (Иез.13:10–15). Павел называет первосвященника Ананию «стеной подбеленной» (Деян.23:3).
Наконец, стена, отделяющая одну область от другой, может быть как отрицательным, так и положительным образом.
Если стены ветхозаветного храма не позволяли мирянам входить в священное место, то в Новом Завете «заветы обетования», которые были «преградой», стоящей посреди иудеев и язычников, разрушены и упразднены Христом (Еф.2:14).
См. также: БАШНЯ; ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ; ГОРОД; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; ОГРАДА, ОГРАЖДЕННОЕ МЕСТО.