Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ограда, огражденное место

(Fence, fenced place)

В современных переводах Библии представление об ограде или огражденном месте передается по-разному, в том числе такими словами и словосочетаниями, как «ограда», «укрепленный город», «укрепления», «стена», «изгородь» и «ограждение». В подавляющем большинстве случаев образ надежной ограды выражается словами «огражденный», то есть укрепленный город (см. СТЕНА). В отличие от стен городских укреплений, простые ограды или изгороди были менее надежными ограждениями, применявшимися для защиты домов или крестьянских хозяйств. Ограды обычно представляли собой каменные стены, а изгороди делались из кустарников, часто колючих (Мих.7:4). В известном афоризме Иисуса о необходимости идти «по дорогам и изгородям» (Лк.14:23) выражается представление об изгородях как отдаленных местах, где слуге следовало активно искать людей.

Ограды были обычно достаточно слабыми укреплениями, поэтому в воображении псалмопевца они выглядели чем-то, легко поддающимся разрушению. Обличая людей, «налегающих» на него в моменты слабости, он задается вопросом, когда же его мучители будут низринуты, «как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся» (Пс.61:4). Используя столь же негативный образ, пророк Наум насмешливо сравнивает князей Ниневии с роем «мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, – и не узнаешь места, где они были» (Наум.3:17).

Однако чаще всего в образе ограды или изгороди выражается идея о защите и безопасности от воров и хищников. Говоря о Божьей защите Иова, сатана сравнил ее с оградой, поставленной вокруг него (Иов.1:10). Предсказание о пленении Иудеи выразилось в образе виноградника, от которого Бог убрал ограду (Ис.5:5; ср. Пс.79:13). В одной из притчей Иисус привел пример хорошего хозяина, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал точило для вина и построил башню для его защиты (Мф.21:33; Мк.12:1). Изгороди могли также служить укрытиями (Иер.49:3 {«скитайтесь по огородам»}).

В случаях метафорического использования образ Божьего ограждения человека может иметь негативный оттенок отлучения. Иов, например, считал, что Бог окружил его мраком (Иов.3:23) и преградил ему дорогу, чтобы он не мог пройти (Иов.19:8), а в Ос.2:6 Бог сказал, что Он загородит путь Гомери.

См. также: ЗАЩИТА; СТЕНА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle