Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Защита

(Protection)

Образ защиты встречается в Библии гораздо чаще, чем можно было бы судить по десятку случаев употребления самого слова в Синодальном переводе. Основным источником этого образа служат псалмы.

Для начала можно отметить слова, связанные по смыслу с защитой. К ним относятся стеречь, сохранять (Неем.4:9; Пс.11:8; Ин.17:12 NRSV), покровительствовать(Пс.5:12), избавлять (Пс.58:2; 90:15) и укрывать (Пс.15:1; Ис.30:2 [здесь можно было бы привести и другие примеры]). Каждое из них множество раз соотносится с понятием защиты, хотя само слово «защита» может не употребляться. Другой важный момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев защита в Библии связывается с Богом.

Учитывая, что в образе защиты подразумевается нечто, угрожающее человеку, мысль о ней часто выражается в образе покрытия. Мы неоднократно читаем об укрытии в «тени крыл [Бога]» (Пс.16:8; 56:2), в «скинии [Бога] в день бедствия» (Пс.26:5) и «под покровом лица Твоего» (Пс.30:21).

Другая группа образов Божьей защиты связана с военной тематикой. Например, Бог противостоит врагам псалмопевца и избавляет его мечом (Пс.16:13–14). Когда враги псалмопевца клевещут на него, Бог внезапно поражает их стрелой (Пс.63:8). Бог – «крепость» (Пс.26:1), «крепость моя и щит мой» (Пс.27:7). Он – «каменная твердыня» (Пс.30:3) и надежное укрытие (Пс.30:21). Его ангел «ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8).

Псалмы защиты. На мотиве Божьей защиты уповающих на Него построены несколько псалмов. Небольшое классическое произведение на эту тему представляет собой Пс.90. Здесь Божья защита изображается как кров, сень, прибежище и крепость, как защита от сети ловца, как птица, оберегающая птенцов своими крыльями и перьями, как щит и ограждение. Кроме того, мы видим выразительные, гиперболические образы защиты на поле битвы («Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя», Пс.90:7), невосприимчивости к заразным болезням и защиты от больших и малых опасностей в пути. Божья защита подчеркивается такими словами, как «охранять», «избавлять», «услышать... в скорби».

К той же категории принадлежит Пс.120, в котором выражается вера путника в Божью защиту от опасностей, связанных с паломничеством. Здесь защита изображается с помощью почти осязаемых образов. От Бога исходит «помощь», и Он «не даст поколебаться ноге твоей». Бог – «хранитель» и «сень твоя с правой руки твоей», поэтому «днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». Кроме того, Бог «сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою». Полнота Божьей защиты подчеркивается использованием еврейского меризма (указания на крайние точки, при котором одновременно подразумевается и все пространство между ними): Бог «будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек».

Еще один прием – изображение впечатляющей картины опасности и ужаса как фона для уверенности человека, уповающего на Божью защиту. Пс.45 начинается с краткого перечисления природных катаклизмов – землетрясение, бурные волны, разрушения. Затем на фоне этих разрушений появляется Бог, изображенный как Победитель, способный уничтожить само оружие противников, и как Господь «сил» небесного воинства.

Рассказы о защите. Божья защита описывается также в форме коротких рассказов. В нескольких псалмах, например, используется мотив Божьей чудесной защиты Своего народа от угроз со стороны вражеских сил (Пс.45:5–8; 47:5–9). Есть также истории, в которых невидимый (или видимый) Бог чудесным образом вмешивается в ход событий для защиты человека или народа от казалось бы неминуемой погибели. Упрямая ослица, например, спасла Валаама, отказавшись идти дальше по дороге навстречу ангелу с обнаженным мечом (Чис.22:21–35). Когда Елисея и его слугу окружила сирийская армия в Дофаиме, Бог наполнил гору конями и колесницами огненными, после чего, в ответ на молитву Елисея, поразил врагов слепотой и привел в Самарию (4Цар.6:11–23), по аналогии со слепотой, поразившей жителей Содома и Гоморры и спасшей Лота и его ангельских посетителей от рвавшихся в дверь людей (Быт.19:11). Бог защитил также Самарию от осаждавшей ее ассирийской армии, сделав так, что ассирийцам послышался шум наступающего войска и они покинули свой стан (4Цар.7). Ангел Господень для защиты Иерусалима убил ночью 185 000 воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35–36). К этому можно добавить пережитое Павлом по пути в Рим кораблекрушение, когда Бог спас жизнь всех, кто находился на борту (Деян.27), с последующим эпизодом избавления Павла от смерти, когда его ужалила змея на острове Мальта (Деян.28:1–6).

Заключение. В библейских образах и историях защиты подчеркиваются две важнейшие темы Писания: слабость и уязвимость человека и Божье всемогущество и сострадание к человеческим горестям.

См. также: ГОРОД; ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; СЛАБОСТЬ; СТЕНА; УБЕЖИЩЕ, ПРИБЕЖИЩЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle