Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Убежище, прибежище

(Refuge)

Надежное место, где можно укрыться, необходимо всем творениям, в том числе человеческим существам. Мы все помним детские игры, в которых было «укрытие», где преследователь или противник не мог тронуть игрока. За его пределами опасность сохранялась, но нахождение в этом прибежище (даже если оно было просто начерченным на земле кругом) означало безопасность.

В Ветхом Завете мысль об убежище выражается посредством целого ряда образов – надежного укрытия от опасности, чувства облегчения после потрясения, защиты от врага или от палящего зноя, безопасности как таковой. В число этих образов входят, с одной стороны, скалы и крепости, а с другой – дом. Скалу в пустыне можно было воспринимать как военный опорный пункт и, следовательно, как убежище для беглецов. Дом служил более постоянным по своей природе убежищем, в которое странник мог в конце концов вернуться. В большинстве случаев убежищем верующего в Библии изображается Бог, но есть и большие группы образов, связывающие это понятие с городами-убежищами и с жертвенником. Важно также отметить, что это, в первую очередь, ветхозаветный образ. Большинство упоминаний образа «убежища» приходится на Ветхий Завет (в Новом Завете см. Евр.6:18–20).

Распространенность образа можно представить себе, обратившись к основным ветхозаветным словам, выражающим это понятие. Mahseh, «место убежища», часто относится к Богу (напр., Пс.13:6; 70:7; 141:5). В Пс.103:18 слово означает место, предусмотренное Богом для животных, а в Ис.4:5–6 это шатер, развернутый Богом над Сионом. Manos, «место бегства», означает надежное прибежище для укрытия от врагов (2Цар.22:3; Пс.58:17; 141:4). В Пс.56:1 дается понять, что пещера Одоллам служила таким убежищем, когда Давид собирал силы. Misgab «высокое место» или «башня» было особенно дорого Давиду в изгнании (Пс.9:10; 45:8, 12; 47:4). Meona, «мышцы Господни», ассоциируется с вечной жизнью, как во Втор.33:27: «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными».

Укрытие от мести. Ветхозаветное понятие убежища тесно связано с подробными предписаниями в отношении беглецов, совершивших неумышленное убийство (Чис.35:6, 9–34; Втор.4:41–43; 19:1–13; Нав.20:1–9; 21:13, 21, 27, 32, 38; 1Пар.6:57, 67). С целью предотвращения бесконечного цикла мести был выделен ряд городов, в которых совершившие неумышленное или случайное убийство могли найти убежище от возмездия со стороны родственников убитого. Получить определенное представление об ореоле, окружавшем эти города, можно из таких, например, заявлений, что «общество» должно спасать убийцу от преследователей (Чис.35:25), что должно быть достаточно городов-убежищ, чтобы возможность добраться до них была реальной (Втор.19:3, 8–10), и что беглец может находиться в безопасности только в городе для убежища, а за его пределами мститель за кровь вправе его убить (Чис.35:26–28).

Что же образ города-убежища означал для обычного израильтянина? Это был образ безопасности, защиты от преследований, обновления жизни, которая в противном случае была обречена, и своего рода спасения. Образ преследуемого беглеца, обретающего безопасное положение, занимает центральное место в ветхозаветном представлении о справедливости и спасении, и этим отчасти объясняется популярность данного образа в псалмах.

Аналогичную роль в Ветхом Завете играли рога жертвенника, у которых мог найти убежище спасающийся от кровной мести. Связанные с этим обычаем обстоятельства не вполне ясны по сравнению с тем, что мы знаем о городах-убежищах, но, во всяком случае, есть рассказы о двух людях, попытавшихся спастись от мести у рогов жертвенника, – об Адонии (3Цар.1:50–53) и Иоаве, который был все-таки убит, хотя держался за жертвенник, поскольку Соломон счел его более виновным, чем невинным (3Цар.2:28–34).

Бог как убежище. В глазах авторов Библии конечное убежище – это Бог. Основным текстом в этом отношении служит Псалтирь, где этот образ встречается около пятидесяти раз. Чаще всего авторы изображают Бога Тем, «в» Ком заветный народ находит убежище, но иногда картина более конкретная. Предоставляемое Богом убежище в разных местах Псалтири изображается как скала или «твердыня» (Пс.17:3; 30:3; 61:8; 93:22), крылья (Пс.35:8; 56:2; 60:5; 90:4), крепость (Пс.58:17; 70:3; 90:2) и крепкая башня (Пс.60:4). В Пс.143:2 представлен хороший пример многозначного образа: «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю».

Эсхатологические образы. Еще одну большую группу образов надежного убежища можно найти в библейских эсхатологических видениях. В этих видениях Бог обещает предоставить убежище Своему народу в будущем. Надеющийся на Бога «наследует землю и будет владеть святою горою Моею» (Ис.57:13). Наступят дни, пишет Иеремия, когда «Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно» (Иер.23:6; ср. Иер.33:16). Аналогичные картины рисуют Иезекииль (Иез.28:26; 34:28) и Осия (Ос.2:18). Окончательное «надежное место» показано в конце Книги Откровение, где описывается город, «расположенный четырехугольником», и его величественные стены (Откр.21:9–21), находящиеся вне досягаемости сил зла (Откр.21:27; 22:15).

См. также: БОГ; ГОРОД; ЗАЩИТА; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; КРЫЛО; СИОН; СКАЛА; СТЕНА; ТВЕРДЫНЯ; ЩИТ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle