Скала
(Rock)
В древности, когда люди не имели представления о масштабных взрывных и буровых работах, многочисленные и разнообразные по форме скалы казались образом незыблемой прочности. Скала служила надежным фундаментом, защитой и безопасным местом, но могла также причинять неудобства, когда вставала препятствием на пути, или подвергать опасности, когда падала. Слова, переводимые как «скала», используются в Библии применительно ко всем этим, а также к другим, более конкретным значениям.
На заднем плане многих ветхозаветных образов стоит пустыня. Вид скалы в бесплодной, выжженной солнцем пустыне поднимал дух страдающего от жары и утомленного путника или воина. Слуги праведного царя, пишет Исаия (Ис.32:2), будут «как тень от высокой скалы». Под скалой можно было найти источник воды (Исх.17:6) или защиту от лучей палящего солнца. Преследуемый человек или животное могли скрываться в скалах (1Цар.13:6; Пс.103:18). Исаия рисует ужасающую картину, описывая, как люди пытаются скрыться от Бога среди скал (Ис.2:10, 19, 21). Но в идеале скала служила надежным Основанием; скала была твердыней, крепостью и убежищем. «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16).
Царь Давид знал, что ему придется бежать в пустыню, и он прославлял Бога как скалу, где он может найти пристанище (2Цар.22:2–4, 32; Пс.17:1–4, 32, 47). Образ повторяется в Пс.30:4; 61:2–9; 70:3, 7. От этого всего один короткий шаг к образу Бога как Искупителя, Спасителя и Избавителя (Пс.61; 77:35; 94:1). Но Бог не просто похож на скалу, Он действительно скала (Втор.32:30–31 {«Заступник»}). Израильтяне на своем опыте познали Бога как безопасное и в высшей степени надежное убежище. Как впоследствии выразил эту мысль Лютер, Ein feste Burg ist unser Gott – «наш Бог есть мощная крепость».
Скалы могут также вставать на пути человека. Если люди упорствуют в следовании своему собственному пути, Бог может стать «скалою соблазна» (Ис.8:13–14). Такой негативный образ скалы получает развитие в Новом Завете. Павел ссылается на Ис.8 в Рим.9:32–33. Скальные породы служат помехой для сельскохозяйственных работ, повреждая плуг, или, как в случае с каменистой почвой с неглубоким слоем земли, семена быстро высыхают на солнце и увядают (Мф.13:5–6; см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО). Еще более серьезную опасность представляет обвал – картина суда в Лк.20:17–18. Но обвалы и камнепады могут показаться милосердным избавлением от гораздо более тяжких мук грядущего суда (Откр.6:15–17).
В Новом Завете, как и в Ветхом, есть и положительные образы скалы. Симон, занимавший, по-видимому, ведущее положение среди апостолов, был наречен Кифой, Петром, что означает «скала» или «камень» (Мк.3:16). В определенном смысле Петр играл центральную роль в основании церкви (Мф.16:17–19). О человеке, который слушает и исполняет Его слова, Иисус говорил как о том, кто строит на камне, на надежном основании, и чей дом будет стоять твердо (Мф.7:24–27). Ссылаясь на Ис.28:16, Петр писал о церкви, построенной на твердом основании из «живых камней», превращающихся в духовный храм, в котором Сам Христос служит краеугольным живым камнем, отвергнутым человеками, но избранным Богом (1Пет.2:4–8).
Остается упомянуть о нескольких довольно необычных случаях употребления образа скалы. Нетрудно представить, что Бог как твердыня может связываться с образом Отца (Пс.27:1; 88:27; Ис.51:1: «скала, из которой вы иссечены»). Понятно также, что Иерусалим можно уподобить тяжелому камню (которым он и был в буквальном смысле) и почему Захария призывал остерегаться осаждающих его (Зах.12:3). Менее ясно, как скала может предавать людей (Втор.32:30 {«Заступник»}), хотя Бог в образе скалы действительно передает Своих врагов для уничтожения. Самым необычным выглядит образ камня в 1Кор.10:4; по словам Павла, это был духовный камень, который находился с народом Израиля во время его странствий камня и который теперь можно назвать Христом. Этот образ Павел, возможно, заимствовал из раввинской легенды.
Итак, слово скала используется в Библии в самых разных значениях, почти все из которых связаны с Богом либо как надежным основанием или твердыней, либо как препятствием для нечестивцев. Современным городским жителям надо употребить силу воображения, чтобы в полной мере понять облегчение и радость Давида, нашедшего надежную и тенистую крепость с источником воды, когда его преследовали враги в пустыне. Приложив усилия для понимания этого образа, мы обогатим наше представление о Боге.
См. также: БОГ; КАМЕНЬ; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, ФУНДАМЕНТ; ПРЕТКНОВЕНИЕ, КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ; СИОН; ТВЕРДЫНЯ.