Сирота
(Orphan)
О сиротах в Писании упоминается более сорока раз. Еврейское слово «сирота» относится к ребенку, оставшемуся без отца, независимо от того, жива мать или нет (см. Иов.24:9). В израильском обществе безотцовщина означала бедность и обездоленность. Практически все библейские ссылки на сироту относятся к сиротам в буквальном смысле; однако в ряде случаев образ сироты служит выражением утраты, уязвимости и разрыва общественных связей.
В патриархальной среде израильского общества отец был источником обеспечения и защиты. Без него как жена, так и дети оказывались в ненадежном положении. Вот почему в Писании так часто упоминается о тяжелой участи вдов и сирот.
В библейском образе сироты подчеркивается большая потребность в поддержке. Сирот защищает Сам Бог (Втор.10:18; Пс.9:35,38–39; 67:6; Притч.23:10–11). Божья забота выражается прежде всего в Его законах и заповедях. В своем отношении к сиротам израильтяне должны были олицетворять Божье сострадание и справедливость (Втор.14:28–29; 16:11, 14; 24:17–22; 26:12–15). В пророческих книгах, однако, раскрывается, что Израиль не исполнял этой роли и подвергался за это суду (Ис.1:23; Иер.7:6; Иез.22:7). Угнетение израильтянами сирот Малахия связывает с отсутствием страха Божьего (Мал.3:5). Пророческие призывы Израиля к покаянию и обновлению включали требования надлежащей заботы о сиротах (Ис.1:17; Иер.7:6; 22:3; Зах.7:10).
В обещании Иисуса ученикам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:18) подразумевалось, что Его уход оставит их в отчаянном положении. Но Его собственное воскресение и пришествие Святого Духа обеспечат защиту и попечение находившимся в уязвимом положении ученикам. Забота о сиротах имела такое важное значение, что в свою характеристику «чистого и непорочного благочестия» Иаков включил необходимость заботиться о сиротах (Иак.1:27).
См. также: ВДОВА; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; РЕБЕНОК, ДЕТИ; УСЫНОВЛЕНИЕ.