Отец, отцовство
(Father, fatherhood)
Исследование образа отца в Библии равнозначно рассмотрению общей направленности библейского богословия в миниатюре. Основные моменты следующие: 1) отцовство как идеальный образец, созданный на благо Самим Богом, 2) отход падшего мира от соответствия идеалу и 3) Бог как совершенный Отец, Который один может исправить это несоответствие. В современных переводах Библии слова, связанные с понятием отцовства, встречаются около тысячи раз, и образ отца предстает важнейшим библейским архетипом. Вместе с тем, следует с самого начала отметить, что мы не видим в Писании развернутого учения о роли человеческого отца или его взаимоотношений с детьми. К тому же в Библии встречается не так уж много примеров хороших отцов. Более того, трудно припомнить отца, который бы хорошо исполнял эту функцию на протяжении всей своей жизни.
Отсутствие развернутого учения об отцовстве не означает, что в Библии не показана выразительная галерея отцов. В памяти отцами, хотя бы отчасти, предстают такие люди, как Адам, Ной, Авраам, Лот, Иаков, Исаак, Маной, Илий, Давид, Соломон, Иов и отец Иисуса Иосиф. Кроме того, множество неназванных отцов играют большую роль в псалмах и притчах.
Идеальный отец. Что касается идеального отца, мы, в основном, можем рассматривать только библейские заповеди отцам. Фактически мы не видим ни одного образа отца, который бы жил полностью по этим заповедям. Для начала можно принять за основу ветхозаветный акцент на роли отцов как глав семейств и основателей родов, чьи родословия приводятся и о ком написаны большинство биографий. Мы видим десятки упоминаний о «доме отца» для обозначения родительского дома или происхождения человека. Хотя религиозные наставления указывают на совместную ответственность родителей, в Библии они относятся в большей степени к компетенции отца, нежели матери (Притч.1:8; 4:1; 6:20; 13:1; 15:5; 27:10). Псалмопевец пишет о том, что «отцы наши рассказывали нам» о прежних делах Бога (Пс.43:2; 77:3) во исполнение заповеди Моисея в его прощальной речи помнить «дни древние... просить отца твоего, и он возвестит тебе» (Втор.32:7). В древних культурах положение отца давало ему власть, совершенно не сравнимую с современными понятиями.
Мы видим также чувства чести и достоинства, которые в библейских культурах придавались положению отца. Ключевое место в этом отношении – Пс.126:4–5, где дети отца сравниваются со стрелами и говорится, что «блажен человек, который наполнил ими колчан свой», а также рисуется картина силы и чести имеющего сыновей отца, когда он «говорит с врагами в воротах». Идеал для отца – иметь жену, «как плодовитая лоза» в доме, сыновей, «как масличные ветви» вокруг стола, и увидеть «сыновей у сыновей» своих (Пс.127:3, 6).
Хороший отец берет на себя ответственность за духовное благополучие семьи. Иов приносил жертвы за своих детей (Иов.1:5); Иисус Навин служил Господу со своими домашними (Нав.24:15). Во Втор.6:4–9 и в Притчах (напр., Притч.1:8: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего») отцы изображаются как учителя. Хороший отец не пренебрегает и заботой о физическом развитии детей. Хорошие отцы, с которыми мы встречаемся в евангелиях, обращались к Иисусу для обеспечения потребностей детей, в частности физических (Мф.17:14–18; Лк.8:40–56; Ин.4:46–54). Такой отец никогда не дал бы своим детям камень или змею (Мф.7:9–11).
Апостол Павел был, вероятно, холостяком, но он понимал значение сыновства и отцовства. Свои письма он неизменно начинал с благословения «от Бога Отца» (напр., 1Кор.1:3; Еф.1:2). Он также выполнял роль отца для Тимофея (1Тим.1:2) и Тита (Тит.1:4), своих «сыновей» в христианской вере (ср. 1Сол.2:11).
Отцовские ошибки. Адам был отцом рода человеческого. В наследие своим детям он оставил первородный грех (Рим.5:12–14). Одним из следствий этого несчастного наследия стали отцовские ошибки. Яркий пример невнимательного отца являет собой Давид, не захотевший защитить свою дочь Фамарь, наказать своего сына Амнона и полностью примириться с другим своим сыном Авессаломом (2Цар.13). Давиду предшествовал Илий (1Цар.3:10–14), поведение сыновей которого возмутило как израильтян, так и Самого Бога.
Любовь некоторых отцов была не мудрой, а чрезмерной. Авраам предпочитал Исаака Измаилу (Быт.21). Исаак, в свою очередь, Исава любил больше Иакова (Быт.25:28). Став марионеткой в игре Иакова по завладению правом первородства (Быт.27:1–40), Исаак получил то, что заслуживал. Иаков повторил грех своего отца, возлюбив Иосифа больше других сыновей (Быт.37:3–4). Его пристрастное отношение породило чувства зависти и ненависти и привело к предательству и тяжелой утрате в семье. Илий любил своих сыновей больше Бога (1Цар.2:29), и их смерть стала для него наказанием за грех (1Цар.2:34; ср. 1Цар.4:11). Семья Давида раскололась в результате кровосмешения и братоубийства (2Цар.13). Если бы только он наказал Авессалома с той же горячностью, с какой позднее оплакивал его!
Другим отцам не удавалось оградить своих детей от мирских влияний. Лот увел своих дочерей из Содома, но он сделал это слишком поздно, чтобы удержать их от склонности к половым извращениям (Быт.19:31–36). Ахан торговал украденными иноземными товарами, и его грехи пали на детей (ср. Исх.20:5); в результате его духовного небрежения погибла вся семья (Нав.7).
В новозаветном увещевании отцов «не раздражать детей ваших, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4; ср. Кол.3:21) содержится намек на поведение тиранического отца (см. ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ). Самым выразительным примером доводящего до отчаяния отца служит, пожалуй, царь Саул, непостоянство характера которого пугало как его детей, так и лучших друзей (1Цар.19–20).
В Библии мы встречаем также образы мягкотелых и неопытных отцов, свойственные народной литературе. Мы видим случаи, когда отцы были не в состоянии отреагировать как-то иначе, кроме проявления бесплодного гнева, на события, происходящие вопреки их воле. К подобного рода примерам относятся изгнание Авраамом Агари с Измаилом, которого он произвел на свет в результате неверно принятого решения (Быт.21:8–11), неодобрение Иаковом событий, связанных с изнасилованием Дины и совершенной его сыновьями местью за него (Быт.34:5–7, 30), и гнев Давида в связи с изнасилованием его дочери Фамари (2Цар.13:21). Других не способных к решительным действиям отцов легко обманывали их дети: Лота (Быт.19:30–38), Исаака (Быт.27) и Иакова (Быт.37:31–35). Давид неподобающим образом выразил скорбь в связи со смертью своего сына Авессалома (2Цар.18:33–19:8), пьяный Ной предстал перед сыновьями в постыдном виде, когда лежал обнаженным в своем шатре (Быт.9:20–25), Иеффай дал необдуманный обет, обрекший его дочь закончить жизнь девственницей (Суд.11), отец Самсона позволил сыну командовать собой, как будто он был ребенком, а не родителем (Суд.14).
На этом фоне отцов, терпевших неудачу за неудачей, предстает образ Бога Отца, являющего Собой пример всех тех качеств, которых недостает отцам во плоти и крови: терпения, доброты, твердости, внимания. Более того, само наше отвращение к поведению отцов проистекает из интуитивного понимания, каким должен быть подлинный отец, поэтому в самом облике негативного персонажа уже заложено представление о позитивном.
Бог как совершенный Отец. Рассказы об ошибках отцов служат напоминанием, что есть только один благой отец: Бог Отец. В то же время патриархи могли испытывать несколько иные чувства по отношению к своим отцам: каждый из них приходил к пониманию, что Богу их отцов можно доверять. Он есть «один Отец» всех Своих детей (Мал.2:10; Мф.23:9; 1Кор.8:6; Еф.4:6). Бог – любящий Отец, милующий всех Своих детей (Пс.102:13). Он сотворил их (Втор.32:6), Он носит их на руках (Втор.1:31), Он предоставляет им все необходимое (Мф.6:25–34), Он дает им щедрые дары (Мф.7:7–11; Лк.11:11–13), Он предлагает им истинный хлеб (Ин.6:32), Он наказывает того, кого любит, и благоволит к тому, «как отец к сыну своему» (Притч.3:12). Бог по-отечески любит сирот (Втор.10:18; Пс.67:6; Иак.1:27) и малых сих (Мф.18:10–14).
Особенно часто Иисус называет Бога «Отцом» в Евангелии от Иоанна. Он есть Его единородный Сын (Ин.3:16), поэтому некоторые аспекты Его сыновства совершенно уникальны. Иисус – единственный Сын, Который составляет одно целое с Отцом (Ин.10:30, 38; 14:10–11), Который обладает внутренним познанием Отца (Мф.11:27; Ин.5:20; 10:15; Лк.10:21–22), Который видел Отца (Ин.6:46), Который разделяет славу Отца (Ин.17:1 и далее) и т.д. Иисус также показывает, какого Небесного Отца мы имеем. Он учит нас обращаться к Отцу с просьбой об удовлетворении любых нужд (Мф.6:9–13; Лк.11:2–4). Не надо проявлять нерешительность – мы можем называть Его Авва (Мк.14:36; ср. Рим.8:15; Гал.4:6). Не надо быть робким, ибо в доме Его много обителей для нас (Ин.14:2; Иер.3:19). Не надо бояться, ибо Бог побежит к нам навстречу, обнимет нас и поцелует, как блудного сына, вернувшегося из своих странствий (Лк.15:20). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин.3:1). Во взаимоотношениях между Богом Отцом и Богом Сыном находит выражение совершенная модель отцовских и сыновних отношений. Отец испытывает законную гордость за дела Сына (Пс.2:7). Он любит Сына и благоволит к Нему (Мф.3:17). Сын, со Своей стороны, во всем подчиняется воле Отца (Мк.14:36; Лк.22:42; Ин.14:31). Отец и Сын вместе планируют и осуществляют служение по искуплению (Ин.6:44; 12:50; 14:6, 21). Быть хорошим отцом значит быть подобным Богу Отцу: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48; ср. Лк.6:36). Успех отца выражается в послушании сына. Как и Исаия (Ис.63:16; 64:8), хорошие отцы называют Бога «Отцом».
Заключение. Образы отцов в жизнеописаниях патриархов в Бытии могут служить примером библейского взгляда на отцов. Патриархи были родоначальниками последующих рядов поколений. В качестве таковых они были носителями благословений не только в том смысле, что давали благословение своим сыновьям, но и как праотцы верных в истории спасения. Эти отцы были главами своих родов и блюстителями материального благосостояния своих семейств. Когда требовались переговоры с внешней стороной, все замыкалось на них. Лучшие из отцов были образцами духовного совершенства – они строили жертвенники, повиновались Богу, устраивали надлежащие браки для своих сыновей и даже проявляли готовность пожертвовать сыном обетования, чтобы засвидетельствовать послушание Богу.
Но в Бытии показан также анализ причин, по которым отцы терпят неудачу. Примеру отца, совершившего обман из соображений целесообразности (Быт.12:10–20; 20), последовал его сын (Быт.26:6–11). Отцы бессмысленно заламывают руки или кипят от гнева, когда видят, как рушится жизнь их детей или как с ними пререкаются жены. Отцы проявляют к детям пристрастное отношение, которое ведет к трагическим последствиям. Но над всем этим возвышается образ Небесного Отца, Который относится к Своим земным детям так, как должны были бы относиться сотворенные Им земные отцы. Короче говоря, в Библии отцы показаны как модель человеческого состояния. Их поведение колеблется от очень хорошего до очень плохого. Тем не менее Бог не отказывается от них, и по Божьей благодати им даже удается осуществлять какие-то хорошие дела в мире и в семьях.
См. также: БОГ; ДОЧЬ; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; РЕБЕНОК, ДЕТИ; СЫН; ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ.