Ребенок, дети
(Child, children)
О ребенке или детях в Библии упоминается более пятисот раз, и примерно в половине случаев речь идет о детях в прямом смысле. В поэтических и пророческих книгах Ветхого Завета, а также в евангелиях ссылки на детей носят, в основном, метафорический характер.
Возрастные рамки понятия ребенок достаточно неопределенны. В него входят существа, еще не увидевшие света (Иов.3:16), младенцы (необрезанные), дитяти, отнятые от груди (Пс.130:2), а также люди любого возраста, выступающие в качестве наследников или потомков, например дети вдов, в обязанность которых входит забота о родителях (1Тим.5:4). В образе детства настоящее противопоставляется прошлому (Быт.8:21 {«юности»}; Ис.47:12, 15 {«юности»}; Пс.36:25 {«молод»}; Мк.9:21). В словах «юный», «когда я был младенцем» или «доколе были в детстве» подразумевается достаточно большой временной промежуток (Ос.11:1; 1Кор.13:11; Гал.4:3). Юность вспоминается как время обладания жизненной силой, впоследствии утерянной. Иов призывается стать человеком, тело которого «сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов.33:25).
Символика детства. Символический смысл образа детства лучше всего понимается при его сопоставлении с взрослым состоянием. Павел писал: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11). Хотя в данном случае в словах автора подразумеваются благотворные последствия освобождения от детского состояния, в этом образе выражается также оттенок невинности и тревожного осознания своей незрелости.
В положительном смысле детство символизирует простоту и невинность. Невинного ребенка лелеют его родители (Пс.102:13 {«милует»}; Лк.9:48 {«примет»}). Малое дитя (Мф.18:4) понимает вещи, «утаенные от мудрых» (Лк.10:21), и прославляет Бога, делая безмолвными врага и мстителя (Пс.8:3). Именно поэтому Иисус говорил о детском состоянии как о необходимом качестве для вхождения в Царство Небесное (Мф.18:3; 19:14; Мк.10:15; Лк.18:16). Образ невинности и простоты находит также выражение в обращении Иисуса к ученикам как к «детям» (Мк.10:24). В обращениях Павла и Иоанна к своим адресатам «дети мои» тоже подразумеваются заботливая опека, а также определенная наивность тех, к кому обращено послание (1Кор.4:14; Гал.4:19; 1Ин. 3:18; 4:4).
Две стороны отличия детского восприятия от взрослого нашли ясное выражение в словах Павла: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Среди различий между детьми и взрослыми Павел выделяет позитивное качество детей (невинность по отношению ко греху) и негативное – легкомысленное отношение к жизни.
Детская незрелость в определенном отношении рассматривается как раскрытие значения учебного процесса. Ребенок может уметь писать (Ис.10:19). У него есть прирожденные способности, такие, например, как знание времени, когда надо выходить из утробы (Ос.13:13), понимание, что его оценивают по делам, которыми он занимается (Притч.20:11), и сознание вреда идолопоклонства (Иер.17:2). Но детей необходимо ограждать от постановки слишком сложных вопросов. Вспомним псалмопевца, который взвешивал свои слова, чтобы не быть виновным «пред родом сынов Твоих» (Пс.72:15), или Павла, который называл новообращенных «детьми» (2Кор.6:13).
Вместе с тем, в своей незрелости дети проявляют склонность к совершению зла (Иер.4:22), медленно усваивают знания (Ис.28:9; 1Кор.13:11), не хотят трудиться (Мф.11:16) или испытывать боль (Ос.13:13). Кроме того, дети скоры на бунт. Иов, например, ежедневно молился за своих детей на тот случай, если они в сердце своем хулили Бога (Иов.1:5; ср. Ис.1:2, 4; 30:1). Негативные стороны детства приводят к особенно вредным последствиям, если они сохраняются по достижении взрослого возраста.
Дети как ученики. Дети нуждаются в получении знаний. Их надо учить, поскольку они, среди прочего, не знают добра и зла (Втор.1:39). Когда Бог освободил Израиль, ему было сказано: «И вспомните ныне, – ибо я говорю не с сынами вашими, которые не знают и не видели наказания Господа, Бога вашего... что Он делал для вас в пустыне, доколе вы не дошли до места сего» (Втор.11:2, 5). Родители несут ответственность за обучение своих детей, чтобы они понимали справедливость как Божьего суда, так и Его милости. Есть множество увещеваний «наставлять юношу при начале пути его» (Втор.4:9–10; 6:7; 29:29; 30:2; 31:13; 32:46; Нав.4:6; Пс.33:12; 77:4–5; Ис.38:19; 54:13; Иоил.1:3; Еф.6:4).
Прилежание детей в учебе в Писании приветствуется, а отдельные случаи непослушания осуждаются. Иисус позвал ребенка и поставил его среди учеников, чтобы продемонстрировать способность к учению (Мф.18:2–4). Понятливость – одно из качеств, которые Иисус ценил и приветствовал в детях и на основании которых говорил, что подобные детям попадут в Царство Божие (Лк.9:48; 10:21; 18:16). Детская восприимчивость к обучению должна служить образцом для христианской жизни.
Процесс обучения требует дисциплинированности (Притч.22:15; 23:13; Евр.12:8). Не желающие учиться дети бунтуют (Ис.30:9; Иер.5:7; Иез.20:18, 21; Мф.10:21; Тит.1:6). Послушание, напротив, свидетельствует о получении знаний (1Пет.1:14; 1Ин.3:18). Позицию родителя и учителя Иоанн выразил следующим образом: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин. 1:4).
Взрослые, испытывающие страх перед встающими перед ними задачами, сравнивают себя с детьми. Соломон молился: «Я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа» (3Цар.3:7). В ответ на такого же рода признание Иеремии Бог обещал дать ему знание: «Не говори: “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер.1:6–7).
Дети как образ зависимости. В образе детей выражается зависимость двоякого рода: родители зависят от детей как от гарантов продолжения рода; кроме того, от детей зависит их нравственное и материальное благополучие в старости. Дети, со своей стороны, зависят от родителей в молодости. Защита детей – одна из важных тем.
Родители гордились, что через детей их имя будет сохранено в будущем (Быт.31:43; 42:36; 48:6, 11). На детей распространялись слава и репутация родителей (Исх.2:2–3; 21:4; Иов.5:25; 21:8; Лк.7:35). Общераспространенное мнение нашло выражение в словах псалмопевца: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс.126:3).
Бездетность показывается в Библии как несчастье (Быт.15:2–3; 38; 42:36; 1Пар.2:32; Мф.22:24–25; Мк.12:19–22; Лк.20:28–31). Последствия бездетности выглядят удручающе: «У братьев же его [Шимея] сыновей было не много, и все племя их не так было многочисленно, как племя сынов Иуды» (1Пар.4:27). Бездетность считалась наказанием за грех (Лев.20:20, 21; 26:22). Плодовитость же служила свидетельством благословения, в том числе на поле битвы (Втор.7:14; 1Пар.7:4; Иов.5:25). Люди, не имевшие детей, истово молились, чтобы получить их (Авраам, Быт.20:17; Рахиль, Быт.30:1; Анна, Лк.1:7).
Дети, со своей стороны, зависят от родителей: родители оберегают их от участия в военных столкновениях и от других опасностей (Быт.21:23; 32:11; 33:14; Исх.2:2–3; 22:24; Чис.32:16–17, 24, 26), заботятся об обеспечении их всем необходимым и об их питании (Быт.31:16; 47:24; Руфь 4:16; Пс.130:2; Ис.66:13; Иоил.2:16; Мф.23:37; 15:26; 1Фес.2:11; 1Тим.5:10). В идеальном случае родители дают также земельное владение (Нав.14:9; Деян.7:5). Именно чувство ответственности за детей лежало в основе стремления завоевать Обетованную землю.
В злые времена или без родительской поддержки дети могут голодать (1Цар.2:5; Плч.2:19); пророк пишет даже, что «язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плч.4:4). Такая беззащитность детей опасна для них (4Цар.8:12; 10:1; Иов.5:4; 24:9; Ис.13:18; Иер.40:7; Плч.2:11, 19; Откр.12:4–5).
Неприятности начинаются тогда, когда родители становятся беспомощными (Иер.47:3; 49:10; Плч.1:5, 16) или когда из-за них ребенок начинает страдать от осознания личного греха (Ос.1:2; 5:7; 9:12). Самое страшное – намеренное причинение зла родителями в случаях каннибализма (Втор.28:55, 57), ревности (2Пар.22:11) или идолопоклонства, требующего жертвоприношения детей (4Цар.17:31; Ис.57:5; Иер.6:11; 9:21; 18:21; Иез.16:36; 23:37; 29). Особенно сильное впечатление производят конкретные рассказы о зависимости детей. Моисей, лежавший в корзине (ковчеге) посреди тростника, подвергался опасности не только быть убитым как Новорожденный в Египте, но и утонуть в реке. Иисус в младенчестве тоже подвергался смертельной опасности.
Детям Авраама посчастливилось иметь надежного отца: будучи его семенем, они пожинают плоды Евангелия (Деян.13:26, 32; Рим.9:7; Гал.3:7; 4:1). Дети верующих родителей получают благословение (1Кор.7:14). На отцов возлагалась обязанность показывать детям правильное нравственное направление и внушать им необходимость следовать ему (Быт.18:19; Втор.30:19).
В наиболее распространенном образе мира и покоя выражается идея об ограждении ребенка от окружающих его опасностей, то есть о Божьей заботе по отношению ко всей земле:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе;
и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис.11:6–8).
Божье обетование, что грех не будет наказываться в последующих поколениях, распространяется как на родителей, так и на детей: «В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах – оскомина”» (Иер.31:29). Бог обещает, что обеспечит будущие поколения детей: «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих» (Ис.54:13).
Дети как отражение образа своих родителей. Зависимость родителей от детей связана с тем, что в их ребенке находят выражение проявленная в его отношении забота и их собственные отличительные черты. В образе ребенка олицетворяются как нынешнее положение родителей, так и их перспективы на будущее.
Когда ребенок входит в то или иное сообщество людей, он становится представителем определенного рода. Бездетность сделала некоторые семьи в Израиле очень малочисленными, а образ детей, окружающих отца, служил выражением его нынешнего положения в обществе. Мы видим двадцать четыре примера подобного рода благословения. Серьезные последствия вызывал и грех: перед тем как Израиль отправился в вавилонский плен, Бог выразил сожаление о его грехах: «И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки» (Ис.48:19).
Опасности для детей в будущем проистекают из родительских грехов. О грехах прошлых поколений напоминается в словах: «Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» (4Цар.17:41). Неемия пишет о поколении детей, говорившем только на языке народов, поклоняющихся идолам, а не «по-иудейски» (Неем.13:24). Эти примеры показывают, что в детях неизменно находят выражение дела прошлого.
Показывается и взаимосвязь родителей и детей в настоящем: «Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают» (Иов.17:5). Есть множество мест, в которых предрекаются еще более действенные наказания детей за грехи родителей (Исх.20:5; 34:7; Чис. 14:18, 33; Втор.5:9; 108:9–10, 12; Ис.47:8–9; Иер.2:9; 32:18; 36:3; 38:23; Откр.2:23). Итог подводится в заявлении Бога: «Как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6). Все это делает еще более выразительным вопль толпы во время суда над Иисусом: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25).
В то же время совершение благих дел приводит к награде (Втор.23:8; Ис.29:23; 59:21; 65:23; Иер.30:20; Иез.37:25; Зах.10:7). Дети служат как бы побудительным мотивом для проявления послушания, «чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя» (Втор.4:40; 5:29; 6:2; 12:25, 28). В Притчах неоднократно и ясно выражается обещание благословения для детей праведников (Притч.13:22; 14:26; 20:7; Пс.36:26). Покаяние тоже приносит благословение: «И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер.31:17; Зах.10:9). Кроме того, «вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:39).
Дети как любимые существа. Хотя дети и становятся объектами свойственных человеку извращений, в целом в Библии они показаны существами, которых нежно любят родители, народ и Бог. Родители окружают их преданной заботой, не идущей ни в какое сравнение со взаимоотношениями с другими людьми. Об этом свидетельствуют их страстные молитвы о рождении ребенка (Быт.15:2–3; 16:1–2; 20:17; 1Цар.1:27; 2:20; Ис.54:1) и радость, которую они испытывают при его рождении (Иер.20:15; Лк.1:66). Родители делают запасы для своих детей (Пс.16:14) и одаривают их благими даяниями (Мф.7:11; Лк.11:13; 2Кор.12:14). Когда ребенок при смерти, родители приходят в отчаяние (3Цар.17:17–23; 4Цар.4:18–30; Мк.5:39–40; 7:30; Ин.4:49).
К детям, названным в Библии поименно, все относились с любовью. В младенчестве Иисуса обожали все, кто видел Его: волхвы (Мф.2:8, 11), пастухи, Анна и Симеон. К «единственному ребенку» проявляли особую заботу (Притч.4:3; Зах.12:10; Лк.9:38). Иеффай испытал сильнейшие страдания, увидев, что первой ему навстречу вышла его драгоценная единственная дочь, так как дал клятву принести в жертву то, что выйдет первым из дома (Суд.11:34). В притче, рассказанной Нафаном Давиду, бедный любил свою овечку, как единственную дочь (2Цар.12:3). Две женщины отстаивали перед Соломоном свое право на единственного оставшегося в живых ребенка, когда другой умер (3Цар.3:18). Царского сына Иоаса прятала сестра его матери (2Пар.22:11).
За исключением времен идолопоклонства, израильтяне как народ относились к детям с нежной любовью (Суд.18:21; Пс.126:3; Ис.7:14; 9:6; Ос.9:16; Мих.1:16; Мф.2:18; 19:29). Любить детей повелевали Божьи законы и постановления (Лев.18:21; 20:3–4; Втор.33:9; Нав.1:14; Мал. 4:6). Их защищал Сам Бог (Пс.71:4; Ос.11:10). Иисус общался с детьми, проводил с ними время (Мф.18:5; 19:13; Мк.10:16; Лк.9:48; 13:34) и исцелял их (Мк.7:30). Любовь к детям – одно из свидетельств «приготовленности» народа для Господа (Лк.1:17; Мал. 4:6).
Евреи претендовали на статус детей Авраамовых и тем самым на особое положение (Ин.8:39, 41). Иногда к ним обращались именно как к таковым (Деян.13:26). Но после воскресения Христа понятие детей Авраамовых стало относиться ко всем тем, кто принимает Его обетование (Гал.3:7). Дети Авраамовы – это Божьи дети.
Чада Божьи пользуются особой любовью и удостоены особой чести (Ин.1:13; 11:52). Это подчеркнул Иоанн, «ученик, которого любил Иисус», девять раз назвавший «детьми» своих адресатов в Первом послании (1Ин.2:1, 12, 18, 28; 3:2, 7, 18; 4:4; 5:21). Бог проявляет сострадание к Своим детям (Иер.31:20) и никогда не забывает их (Ис.49:15). У них вечное обеспечение и вечная жизнь (Лк.20:36; Гал.4:31; 1Ин. 3:2; 4:4; 5:19). Право быть чадом Божьим распространяется на всех (Ин.1:12; Рим.8:16, 21; 9:8; 1Ин. 5:1), как на иудеев, так и на язычников (Гал.4:28). Принадлежность к определенной семье узнается по поведению (1Ин.3:10), поэтому чада Божьи должны вести себя как дети Царя (Втор.14:1; Еф.5:1, 8; Флп. 2:14–15; 1Ин. 3:18; 5:2).
Эти образы детей придают теплоту и глубину обетованиям, что Бог относится к нам так же, как отец относится к своим детям. Отличаясь от взрослых по возрасту, зрелости и опыту, ребенок зависит от других людей в материальном и духовном плане, учится и олицетворяет собой нынешнее положение и надежды на будущее своих родителей. Но прежде всего ребенок – любимое существо. Будучи чадами Божьими, мы стремимся к удовлетворению потребностей, которое в случае с детьми происходит естественным образом, стараемся приспосабливать свое поведение к детскому, так как помним слова Иисуса: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15). И мы радуемся, что Он знает каждого из нас, «как отец детей своих» (1Фес.2:11).
См. также: БЕСПЛОДИЕ; ЛЮБИМЫЙ РЕБЕНОК, НЕЛЮБИМЫЙ РЕБЕНОК; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; МЛАДЕНЕЦ, НОВОРОЖДЕННЫЙ; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА; СЕМЬЯ; СИРОТА, СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА.