Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Старший ребенок, старший брат, старшая сестра

(Elder child, elder sibling)

Положение старшего ребенка вызывает в воображении образы благословения, благосклонного отношения и двойной части наследства – все преимущества первородства (Втор.21:17). В библейские времена первенец действительно занимал в семье привилегированное положение. Исаак намеревался дать Исаву связанное с правом Первородства благословение, несмотря на слова Бога (Быт.27:1–4). Первой замуж выдали Лию, а не Рахиль (Быт.29:26). Самым большим бедствием, которое Бог послал на Египет, было уничтожение первенцев в каждой семье (Исх.12:29–30). Бог потребовал для Себя всех первенцев, но согласился взять взамен колено Левия (Исх.13:11–16; Чис.3:12–13; Чис.8:16–18).

Тем не менее, и это не так уж неожиданно, в соответствии с Божьим замыслом, надежды, связанные со старшим ребенком, часто не оправдываются (см. МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК). В Быт.5 показана родословная линия не от отца к старшему сыну, а от отца к избранному сыну (напр., Сиф, а не Каин). Право первородства получил Исаак, а не Измаил (Быт.17:18–19), Иаков, а не Исав (Быт.27:28–29), Иуда, а не Рувим (Быт.49:3–4). Иосифу не понравилось, когда Иаков большее благословение дал младшему сыну Ефрему, а не старшему Манассии (Быт.48:17–18). Но, независимо от соображений, связанных с правом первородства, в Ветхом Завете постоянно повторяется мотив превосходства младшего над старшим: предпочтение было отдано Рахили, а не ее старшей сестре Лие; судьбоносную роль сыграл Иосиф, а не его старшие братья; царем стал Давид, хотя он был младшим сыном в семье; одобрение Бога получил Авель, а не Каин; дочь Саула Мелхолу предпочли ее старшей сестре Мерове; Моисей затмил своего старшего брата Аарона. Героический освободитель Гедеон тоже был младшим в семье (Суд.6:15).

В конце притчи о блудном сыне Иисус отличает поведение брюзгливого старшего брата, не радовавшегося возвращению младшего. В ответе фарисеям, которые своей критикой греховных сотрапезников Иисуса побудили Его рассказать целую серию притчей, Иисус выставил их в роли придирчивых старших братьев.

С другой стороны, старшие дети не всегда бывают такими уж никчемными. Одна группа персонажей действительно олицетворяет разочарование от несбывшихся надежд, но есть и другая, которая последовательно свидетельствует об истинном Старшем сыне, Христе, первородном между многими братьями (Рим.8:29; Кол.1:15; Евр.1:6). Своим первенцем Бог назвал весь народ Израиля (Исх.4:22). Самсон и Самуил принесли народу избавление, хотя и несовершенное, став тем самым предвестниками Иисуса, Который не только радовался с Отцом возвращению блудного сына, но и Сам отправился спасать Своих младших братьев и сестер.

См. также: БРАТ, БРАТСТВО; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; ПЕРВЫЙ; СЕСТРА.

Библиография:

F.E.Greenspahn, When Brothers Dwell Together: The Preeminence of Younger Siblings in the Hebrew Bible (Oxford: Oxford University Press, 1994).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle