Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Старость

(Old, old age)

Старость рассматривается в Библии прежде всего как время угасания человека. Бренность человеческого существования обусловливается проклятием в Быт.3, согласно которому человеку предназначается возвратиться в прах, из которого он был сотворен. Последствия этого проклятия особенно видны в Быт.5, где постоянно повторяется «и он умер». Немощность человека на последнем этапе его жизни проявляется в ослаблении физических способностей: зрения (Быт.27:1; 48:10; 1Цар.4:12–18; Ек.12:2–3), вкусовых ощущений (2Цар.19:31–39), слуха (2Цар.19:31–39), способности к воспроизводству (Быт.18:11; Лк.1:36), способности к движению (1Цар.28:14), нарушению сна (Ек.12:4), потере физической силы (Пс.70:9), речи (Ек.12:4). Меняется внешний вид тела: увеличивается вес (1Цар.4:12–18), седеют волосы (Быт.42:38; Притч.20:29; Ек.12:5), появляется сутулость (Ек.12:3), выпадают зубы (Ек.12:3). Происходят и психологические изменения: появляется страх (Пс.70:9–10; Ек.12:5) и пропадают желания (Ек.12:5).

Старость выражается в ярких образах. Самые колоритные мы, безусловно, видим в Ек.12:1–9, где физиологические симптомы старения изображаются выразительными метафорами цветения миндаля (седые волосы), остановки жерновов (выпавшие зубы), тусклого окна (ослабление зрения), закрытой двери на улицу (утрата слуха) и отяжелевшего кузнечика (нетвердая походка). В картине смерти используются также образы предметов домашнего обихода, с помощью которых смерть показывается непоправимым кризисом для всего дома: рвется золотая повязка, разбивается кувшин у источника, ломается колесо над колодцем. Некоторые библейские персонажи не подвергались таким изменениям и становились яркими образами: Сарра, сохранившая красоту до старости (Быт.12:11,14); Моисей и Халев, остававшиеся крепкими в старости (Втор.34:7; Нав.14:11). Но это исключения, и нормой в Библии служит упадок в последние годы жизни.

Образ немощи людей лежит в основе уязвимости, которой в Библии сопровождается старость. Это хорошо видно на примере Исаака, чья немощь сделала его уязвимым, в результате чего он был обманут женой и сыном Иаковом (Быт.27). Уязвимость отражалась в изменении отношения общества в целом к людям преклонного возраста. Оценка посвященных Богу людей резко снижалась, когда они достигали возраста шестидесяти лет (Лев.27:1–8). По достижении пятидесяти лет левитам не разрешалось выполнять прямые обязанности в скинии собрания (Чис.8:25–26). Уязвимость выражалась также в трудности удержания власти в преклонном возрасте (2Цар.15; 20; 3Цар.1) и в утрате способности управлять своей судьбой (Ин.21:18). Кроме того, она проявлялась в разочаровании в последние годы жизни на земле (Пс.89, особенно Пс.89:9), в возможности закончить жизнь в печали (Быт.42:38; 44:31) и в потенциальной возможности лишиться разума (3Цар.11:4; Ек.4:13; 1Тим.4:7). Вследствие такой уязвимости Библия осуждает притеснение престарелых в любом виде и побуждает заботиться об этих полноправных членах общества (Притч.19:26; 30:17; Мк.7:5–13; Деян.6:1; 1Тим.5:13–16; Иак.1:27).

Однако немощь – не единственный образ, связанный в Библии со старостью. В Дан.7:9, 13 Бог назван «Ветхим днями» – это фигура, обладающая большой силой и властью. То же самое относится к людям – старость символизирует достижение определенного веса в обществе. Признание этого веса, или авторитета, означает, что престарелые должны рассчитывать на почтительное к ним отношение (Лев.19:32; Втор.28:50; Притч.16:31; 20:29; 23:22; 1Тим.5:1; Флм. 1:9). Авторитет связывается также с мудростью, которой обычно сопровождаются более зрелый возраст и более богатый опыт (3Цар.12:6–20; Иов.12:12; 15:10; Пс.36:25; 118:100), и выражается в руководстве общиной, особенно в сферах правосудия, обучения и представительства народа (Лев.4:13–15; Чис. 11:16–17; 16:25; Втор.21:2, 19; 22:15 и далее; 25:7 и далее; Нав.20:4; Руфь 4; Деян.14:23; 15:2; Иак.5:14; 1Пет.5:1–5; Тит. 1:5 {«пресвитеры» = старейшины}).

Старость иногда рассматривается как знак Божьего благословения (Быт.15:15; 24:1; 25:7–8; 35:29; Суд.8:32; 1Цар.25:6; 1Пар.29:28; Иов.42:17; Пс.90:16; 91:15), а ранняя смерть – как свидетельство Божьего проклятия (1Цар.2:31–32; Ис.65:20). Смерть неизбежна, но наибольшее из проклятий – преждевременная смерть (Ис.38:10,12; Иов.36:13–14; Притч.10:27) или смерть в печали (Быт.42:38; 44:29, 31; 3Цар.2:9), в противоположность мирной смерти (3Цар.2:6). Патриархи Авраам и Исаак стали образами благословения старости – они умерли «насыщенными жизнию» (Быт.25:8; 35:29).

Старость изображается также как переходный период, когда благословение, имя, наследие и ответственность передаются новому поколению (Быт.27:1; 1Пар.23:1; Пс.70:18; Тит. 2:3–5). Этот переход подчеркивается различием характеров старого и молодого поколения, что особенно заметно в прощальных речах Ветхого Завета с передачей благословения следующему поколению (Быт.27:27–29; 48:15–16; 49:1–28). Это различие Лука использует в рассказе о посвящении Иисуса, где старое поколение в лице Симеона и Анны показано образом надежды прошлых лет, достигающей кульминации в мессианском Младенце. Этот последний образ объясняет, почему старость может быть в Библии как положительным, так и отрицательным образом; с одной стороны, переход может быть источником славы при передаче своего наследия, а с другой – он означает уход со сцены. Тем самым в переходе от одного поколения к другому мы видим выражение как бренности, так и потенциальных возможностей старости.

См. также: МОЛОДОСТЬ; СМЕРТЬ; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.

Библиография:

J.G. Harris, Biblical Perspectives on Aging: God and the Elderly (Philadelphia: Fortress, 1987);

R.P. Knierim, «Age and Aging in the Old Testament» // Ministry with the Aging, ed. W. M. Clemente (San Francisco: Harper & Row, 1981) 21–36;

J.Laporte, «The Elderly in the Life and Thought of the Early Church» //Mimstrywtdi the Aginged. WM.Clements (San Francisco: Harper & Row, 1981) 37–55;

S. Sapp, Full of Years: Aging and the Elderly in the Bible and Today (Nashville: Abingdon, 1987);

F. Staff, The Bible Speaks on Aging (Nashville: Broadman,1981).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle