Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Молодость

(Young, youth)

В большинстве из более чем трехсот библейских упоминаний о молодости и молодежи этот термин используется нейтрально, для указания на возраст отдельного человека или группы внутри общества. В поэтических произведениях Ветхого Завета слова дети и молодежь используются как синонимы. Часто употребляется еврейский меризм – «стар и млад», указывающий на противоположности как границы, когда все промежуточные возраста предполагаются. В выражениях типа «с юных лет» мы движемся в сторону символического использования: юность здесь означает точку отсчета, начало либо самой жизни, либо сознательного поведения. Но нам не следует считать, что «молодежь» – это те, кому меньше двадцати; иногда термин относится к более широкому кругу людей, которые уже не дети, но еще не старики. Человек может быть женат (Притч.5:18) и быть отцом (Пс.126:4), но при этом все равно считаться молодым. Обратите внимание на возрастные категории в следующем отрывке: «старик, юноша и девица, и младенец и жена» (Иез.9:6).

Среди более явных символических значений можно выделить три категории. Одна из них – это взгляд на молодость как на время надежд и обещаний, когда у человека все впереди. Молодые люди сильны, у них есть будущее, потенциал развития, они воодушевлены надеждой. Например, в трех дюжинах упоминаний о молодых женщинах или девах акцент ставится на расцвете женской красоты. Упоминаний о молодых мужчинах гораздо больше, и обычно из них можно сделать вывод, что они физически лучшие представители общества. Выражение «жена юности твоей» (Притч.5:18; Мал.2:14) напоминает о времени, когда романтические чувства супругов наиболее сильны. Подобным образом, «сыновья юности» (Пс.126:4 {«сыновья молодые»}) – это сыновья, рожденные, когда отец еще молод, когда для него все внове, он полон энергии и оптимизма. Даниил и его друзья описываются как «отроки, у которых нет никакого телесного недостатка, красивые видом и понятливые для всякой науки, и разумеющие науки и смышленые и годные служить в чертогах царских» (Дан 1:4) – то есть, лучшие из возможных.

Физическая сила и крепость – неотъемлемое качество юных. В одной из притчей говорится, что «слава юношей – сила их» (Притч.20:29). В Ис.40:30–31 обещано, что Бог даст новые силы тем, кто уповает на Него, причем пророк замечает: «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают». Молодежь упоминается здесь как самые сильные члены общества, наименее подверженные слабости.

Другой, противоположный мотив, связанный с юностью: это время (или часть населения), для которого характерны те или иные заблуждения; то, что мы называем «беспутной юностью». Юность – это период, когда люди совершают то, о чем позже жалеют, на что указывает фраза «грехи юности моей» (Иов.13:26; Пс.24:7). Предполагается контраст между зрелым опытом и ответственностью, с одной стороны, и беспечным, неразумным поведением – с другой. Таким образом, молодость связывается с постыдным поведением (Ис.54:4), несчастьями (Иер.31:13) и похотью (Иез.23:21). В истории обольщения в Притч.7:6–27 обольстительница ищет «между молодыми людьми неразумного юношу» (Притч.7:7). Вспоминая неразумное беспечное поведение юных лет, зрелые взрослые люди обычно испытывают сожаление (Пс.24:7). Оглядываясь назад, на потраченные зря годы, автор Екклесиаста приходит к выводу, что «детство и юность – суета» (Ек.11:10).

Библейское представление о юности не следует смешивать с представлением об отрочестве XX века; в Библии молодость – это состояние, символизирующее моральное, духовное и общественное положение человека. Здесь важен образ блудного сына из притчи Иисуса – образ человека, жаждущего жить, свободно удовлетворяя свои желания (в том числе сексуальные), нарушающего запреты, ничем не ограниченного, готового оставить безопасную и размеренную жизнь дома ради приключений в дальних краях.

В-третьих, на фоне образа беспутной юности присутствует также образ молодости как времени, когда устанавливается позитивный образ жизни. Авдий приводит себя в пример как человека, который «богобоязнен от юности своей» (3Цар.18:12; ср. Пс.70:5, 17). Иногда в Библии годы молодости описываются как период, когда закладываются основы будущей взрослой жизни. Часто взрослые обращаются к молодежи с искренними наставлениями и увещеваниями, на что указывают многочисленные обращения «сын мой» в Книге Притчей. Достигнув кульминации своих воспоминаний о том, как он искал удовлетворения не в тех местах, автор Екклесиаста советует своим юным читателям воздерживаться от тупиковых дорог, по которым он прошел, и жить, осознавая, что Бог – Творец и Судья, начало и конец:

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое

радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего

и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд...

И помни Создателя твоего в дни юности твоей (Ек.11:9; 12:1).

Автор псалма дает молодым людям совет: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118:9).

В Новом Завете продолжается тема увещеваний, в которых молодых людей призывают подавать пример благочестия. Павел призывает Тимофея «юношеских похотей убегать, а держаться правды, веры, любви, мира» (2Тим.2:22). И в другом месте: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12). В Послании к Титу Павел дает моральные советы разным возрастным группам, в соответствии с типичными для них грехами, в частности: «Юношей также увещевай быть целомудренными» (Тит.2:6). Говоря о юности как о времени благочестивого поведения, библейские авторы обычно рассматривают это время как период, когда закладываются основы будущей жизни.

В целом, образ юности в Библии неоднозначен. В плане природном, это время, полное сил и надежд. Но та же самая энергия может привести молодого человека к моральным заблуждениям и незрелому поведению, о которых он позже пожалеет. Средство против этого – сознательное благочестие и нравственное поведение. Человеческая жизнь устроена таким образом, что сила и мудрость не могут сочетаться в одном человеке. Библия признает эту проблему, но сообщает и о возможности ее разрешения.

См. также: ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ; ДОЧЬ; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; РЕБЕНОК, ДЕТИ; СИЛА; СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА; СТАРОСТЬ; СЫН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle