Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Молния

(Lightning)

Некоторые природные явления, такие как ветер и огонь, постоянно используются в литературе как метафоры божественного и духовного начала благодаря, вероятно, своей вполне различимой, но непостижимой, неуловимой и неподконтрольной сущности. Они часто служат образом невидимого Бога. Огонь может выражать присутствие Бога (Быт.15:17; Исх.13:21; 14:24; Мф.3:11; Деян.2:3), Его дела (3Цар.18:24, 38) или Его суд (Быт.19:24; Иов.36:31–33; Сир. 43:23; Мф.18:9; Лк.9:54). Взаимосвязь Бога с огнем настолько тесная, что в Писании приходится порой проводить между ними различие (3Цар.19:12). Но в конечном счете Бог есть свет (1Ин.1:5; Откр.21:23) и Отец светов (Иак.1:17). В каком же виде свет может быть более грозным и страшным, чем в самом мощном, необузданном и ослепительном своем проявлении – молнии? Молния – это свет на сверхъестественном уровне со сверхъестественными целями.

Молния как символ силы и тайны Бога. В страхе перед молнией выражается одно из наших сильнейших и извечных состояний тревоги. Трепетное чувство от осознания грандиозности происходящего превращает нас в испуганных детей с острым ощущением своей беспомощности и ничтожности. Наблюдение за молниями, особенно в древности (при отсутствии имеющихся у нас научных объяснений), означало присутствие при прямом вмешательстве Творца в творение – Творца, полностью контролирующего природу, которая, вместе с тем, как будто бы парадоксальным образом выходит из-под контроля. Молния символизирует одновременно неудержимую силу и недостижимое присутствие Бога. Библейские авторы раз за разом возвращаются к теме владычества Бога над природой как к самому очевидному и понятному проявлению Его силы (Пс.64:8; 88:9–10; 106:25–29; Деян.2:2). В Новом Завете послушание природы служит молчаливым свидетельством Божественности Христа (Мф.21:20; Мк.4:41: Кол.1:17). В нескольких библейских рассказах молния показана излюбленным Божьим инструментом, поскольку она действует быстро, точно, недвусмысленно и имеет то дополнительное преимущество, что приводит непокорное человечество в состояние почитания (Иов.36:29–33). У Иова не было надежды узнать, как Бог «повелевает свету блистать из облака Своего» (Иов.37:15).

В Писании молния показана также свидетельством вселяющего ужас Божьего присутствия. Она в равной степени пугает верующего и неверующего. Гора Синай блистала и дымилась в знак присутствия на ней Бога (Исх.19:16–18; 20:18). Когда Бог помогает Своему избранному народу, молнии обращают в бегство Его врагов (Пс.76:19; 96:4, ср. Пс.143:6; 2Цар.22:13–15, ср. Пс.17:14).

Молния как Божье оружие. Подобно тому как ханаанский Ваал и аккадский Адад изображались с молниями как их символическим оружием, ветхозаветные поэты используют словесные образы всепобеждающего Бога, вооруженного молниями. Молния предстает в виде копья (Авв.3:11), но чаще в виде стрелы Бога (Пс.7:14; 17:15; 76:19; 143:6); радуга в Быт.9:13 также соответствует еврейскому слову «лук». Врагов пугает даже человеческое оружие со сверкающими лезвиями, напоминающими молнии (Иез.21:10, 15, 28). Молния также подразумевается как божественное оружие в споре на горе Кармил. Ваалу и его пророкам были предоставлены все преимущества (3Цар.18:23–25). В качестве ханаанского бога бури и громовержца Ваал должен был почувствовать себя в родной стихии и ответить своим пророкам, послав молнию. Постигшая его неудача показала наблюдателям, что Бог Илии превзошел Ваала в его собственной игре (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ).

Молния как перст Божий. Молнии покрывают длань Божью как бы в виде перстов (Иов.36:32). Перст, в отличие от кисти руки в целом, вызывает в воображении мысль о ловкости и точности. Это точное разящее оружие в Его руках (Иов.36:32). В других местах перст Божий изображается как Его сверхъестественная действующая сила (Исх.8:19; 31:18; Втор.9:10) или даже как работа Божьего Духа (Лк.11:20). В Ветхом Завете закон был дан посредством перста Божьего, а в Новом Завете – через служение ангелов (Деян.7:53; Гал.3:19; Втор.33:2 LXX). Перстами Божьими совершаются Его творческие дела (Пс.8:4). Молния – тоже Его творение (Иер.10:13; 51:16). Человеческие же персты производят просто идолов (Ис.2:8).

Молния как Божий посредник и ангелы. Божьи орудия и инструменты порой трудно отличить от Его посредников. Средства, которыми Он пользуется, легко отождествляются с Его посланцами, изображаемыми как служебные духовные существа, исполняющие Его поручения. Поэтому в сознании древних молния была свидетельством Божьих дел, совершавшихся посредством ангелов. В космологической символике псалмов с ангелами связываются ветер и огонь (Пс.103:4; Евр.1:7; дальнейшее развитие эта тема получила в метеорологических разделах 1 Еноха). В LXX «ярость гнева» Божьего и жар Его ноздрей, проявляющиеся в бурях, отождествляются с ангелами (Иов.40:6).

Пламенное присутствие воинства небесного изображается в виде либо колесниц огненных, либо ангелов на конях с молниями (4Цар.6:17; 4Мак.4:10). Ангелы сами кажутся молниями (Мф.28:3), и в этом отражается остаточный яркий свет, полученный в присутствии Бога (Мф.18:10; Дан.10:6; ср. Моисей, Исх.34:29), и их духовное потустороннее происхождение. Молнии, окружавшие животных в видении Иезекииля, указывают на власть этих животных над сотворенным порядком и на их доступ к Божьему престолу (Иез.1:13). Молнии не только связаны с делами верных Божьих посланников, но и свидетельствуют о нисходящей траектории полета падших ангелов (Лк.10:18).

Молния как символ быстроты и вездесущности. Бог посылает молнии «до краев земли» (Иов.37:3). От них некуда скрыться. Молния, появляющаяся на востоке и в то же время на западе, символизирует вездесущность Бога и служит свидетельством всемирного масштаба возвращения Христа (Мф.24:27; Лк.17:24).

См. также: БУРЯ; ГРОМ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОГОНЬ; ОРУЖИЕ; СТРЕЛА, БОЖЬЯ СТРЕЛА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle