Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Молитва

(Prayer)

Библия полна молитв. Божий народ молится со времен Сифа, когда «начали призывать имя Господа» (Быт.4:26), до кульминации истории в Откровении. В Библии содержится около пятидесяти длинных молитв в прозаических разделах и несколько сотен коротких молитв или упоминаний о них. Авторы гораздо чаще показывают людей в молитве, чем говорят о молитве. Поэтому образы молитвы в этой статье основываются на фактических способах молитвы (напр., Дан.6:10). Молитвы в Библии показывают, что основной их смысл заключается в установлении отношений. Связанные с молитвой термины преимущественно разговорные; в ней предполагается взаимное расположение к доверительным отношениям и общению; она охватывает широкий круг жизненных забот; как и разговор между друзьями (см. ДРУЖБА), она приносит утешение, поддержку и дает стимул; в число ее целей входит служение ближним.

Молитва как разговор. Основной смысл молитвы в Библии сводится к разговору с Богом. Применительно к молитве используются обычные слова («сказал», «воззвал», «возопил»), обозначающие обращение людей к Богу, Который ищет общения со Своим народом. В экспрессивных глаголах (напр., «возопить», «молить», «взыскать») отражается в большей степени эмоциональное состояние молящегося, чем какая-то особая терминология, связанная с молитвенным обрядом. В других древних религиях молитва могла служить выражением владения определенной техникой или эзотерического знания. В еврейском же Писании молитва была прежде всего обращением как в обычном разговоре. В этом обращении, в котором не выражалось ни требование, ни даже пожелание, подразумевались смирение и надежда просящего.

Присущие библейской молитве особенности, когда собеседник говорит, ждет и слушает, придают ей характер личного разговора. Молящийся возносит слова к Богу и уповает, что Бог слышит выражаемые им чувства (Пс.33:7; Рим.8:26–27). В молитве Авраама за Содом использовались обычные речевые обороты и даже интонации уговаривания (Быт.18:23–33). Давид отмечал необходимость уповать на Бога в молитве (Цс. 36:4; 39:2; см. также Ис.40:31). Он описывал обращение к Богу и получение ответа (Пс.17:4; 29:11–12; 80:8): «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость» (Пс.137:3). Исаия призывал народ покаяться, напоминая ему о разговоре, к которому он может вернуться: «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево» (Ис.30:21). Постоянство молитвенного диалога с Богом имеет решающее значение для поддержания близких отношений с Ним.

Образ личной природы молитвы как разговора выражал Иисус. Он называл Бога Отцом, используя арамейское слово авва (интимное обращение к отцу), но эта близость не заслоняла Его понимание святости Бога. За исключением страдальческого вопля на кресте (Мф.27:46, пар. Мк.15:34), Иисус всегда обращался в молитве к Богу как к Отцу и наставлял учеников делать то же самое (Мф.6:5–15; 7:7–11; Лк.11:2–4). Тем самым Он делал разговор между Богом и Его народом более личным. Он часто молился (Лк.5:16) и призывал учеников сделать молитву частью их жизни (Лк.18:1). Он показывал ученикам, как надо молиться (Лк.9:28; 11:1), и в трудные времена прежде всего молился Сам. В евангелиях показаны Его молитвы при всех важных событиях Его жизни (крещении, Лк.3:21; преображении, Лк.9:29; призвании Двенадцати учеников, Лк.6:12; в Гефсимании, Мф.26:36–46, пар. Мк.14:32–42; Лк.22:39–46).

Доверительное общение. Молитва – это доверительное общение: мы обретаем состояние доверчивого ребенка и молимся с верой, основанной на послушании; Бог помнит о нашей уязвимости, любит нас как Своих детей, слышит наши молитвы и отвечает на них. В библейской молитве нет ничего общего с методами воздействия на божество, характерными для многих религий древнего Ближнего Востока. Библейская вера не допускает никаких попыток использования магии или заклинаний для манипуляции Богом или Его умиротворения. Илия вознес простую и прямую молитву, со всей очевидностью основанную на общении с Богом: «Я раб Твой», тогда как жрецы Ваала тщетно пытались добиться расположения божества громкими криками и пролитием собственной крови (3Цар.18:16–38).

Наша позиция доверия и послушания. Во многих обществах молитва символизируется определенным временем и определенными жестами: склоненная голова, закрытые глаза, скрещенные руки или коленопреклонение. В Писании в связи с молитвой упоминаются те или иные позы, телодвижения или определенное время, но они не служат метонимией молитвы. Молясь об избавлении, Езекия взял письмо с угрозами в храм и «развернул его пред лицом Господним» (Ис.37:14). Люди молились стоя, на коленях, лежа, подняв руки, сидя, склонившись или ударяя себя в грудь. Активные телодвижения символизировали участие в молитве всего человеческого существа. Но положение тела и жесты имели значение только в том случае, если они отражали расположение сердца к Богу.

Глубокое влияние на молитву оказывает факт, что «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Долгие молитвы в общественных местах противоречат тому, чему учил Иисус (Мк.12:40). Не помогают даже самые красноречивые молитвы, если они исходят от неправедных (Притч.28:9; Ис.16:12). Наиболее важные моменты в молитве – покой (упование на Бога) и действие (послушание).

Между нашими молитвами и нашей жизнью существует глубокая и важная связь (Притч.15:24; Иак.5:16). Своими действенными молитвами выделялись Моисей и Самуил (Иер.15:1). Пример покорности показал Иисус в молитве в Гефсимании: «Да будет воля Твоя» (Мф.26:42). Что еще важнее, о том же свидетельствуют вся Его жизнь и все Его молитвы (Евр.5:7). Бог отвечает на молитвы тех, кто приходит к Нему со смирением и упованием, как ребенок к отцу или как отнятое от груди дитя на колени к матери (Пс.130:2), с чувством любви и принадлежности.

Божья позиция милости и благоволения. Божья позиция выражается в помощи тем, кто чист сердцем; Он отвечает на молитвы, дабы быть верным Своей природе, и возлагает на людей выбор путей к Нему. Библейские персонажи нередко просят Бога, чтобы Он действовал определенным образом, поскольку того требуют Его честь, слава, благодать, милость и надежность. При чтении рассказов о таких молитвах создается отчетливое впечатление, что Богу угодно, когда люди взывают к Его качествам, но не злоупотребляют этим (Исх.32:11–14; Чис. 14:13–22; Втор.9:26–29; Неем.1:4–11). Например, Авраам построил свою молитву на раскрытии сущности Бога («Судия всей земли поступит ли неправосудно?», Быт.18:25), а Моисей воззвал к верности Бога Самому Себе, молясь:

«Чтобы Египтяне не говорили:

“на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли”.

Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа» (Исх.32:12).

Ответ на эту молитву Моисея был из самых поразительных примеров Божьего ответа: «И отменил Господь зло» (Исх.32:14). Ту же логику использовал Иисус Навин после поражения в Гае (Нав.7:6–9); свою молитву он сформулировал в виде вопроса: «И что сделаешь тогда имени Твоему великому?». Даниил и Иисус тоже сознавали в молитве Божью позицию милостивого Владыки, верного Своему идеалу (Дан.9:19; Лк.11:2).

Молитва – это доверительный разговор между Богом и Его заветным народом: Божья позиция выражается в милости, ожидании послушания со стороны народа, а позиция Его народа – в уповании, напоминании о Его обетованиях. Воплощением правильных отношений с Богом служат Моисей и Самуил: они «взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им» (Пс.98:6–7).

Показанная в Библии молитвенная жизнь не требует каких-то технических навыков, доступных немногим изучившим систему символов и заклинаний, она открыта всем благодаря отношениям Бога со Своим избранным народом. Основанный на общении базис библейских молитв показал Моисей в своем призыве к молитве:«Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Втор.4:7).

Доступность и притягательность молитвы выражены в словах Давида: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Пс.33:7).

Молитва в жизненных испытаниях. Бог близок к нам в любой момент жизни. Поэтому для молитвы открыты все сферы. Молиться можно в беде (Пс.17:7), во время болезни (Пс.29:3), когда возникает нужда в водительстве (Пс.118:18), при раскаянии в грехе (Пс.29:9–10), при непонимании Божьих путей (Пс.21:2) или когда охватывает ложное чувство удаленности от Него (Пс.32:13). Молитва символизируется словом взыскать, характеризующим ее как поиск мудрости и жизни (Пс.118). Псалтирь полностью состоит из молитв, отражающих широкий круг эмоций, которые люди испытывают на своем жизненном пути.

Другие образы молитвы. Близость к Богу. Молитва – это личная встреча с Богом, подобная обретению покоя на коленях у матери (Пс.130:2). Пророк обещает, что в молитве Бог «будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф.3:17).

Средство служения. Молящиеся в Ветхом и Новом Заветах сознавали, что одна из главных целей молитвы заключается в обретении силы для помощи другим людям. Авраам, Моисей, Иисус Навин и Даниил молились за израильский народ, то же самое делали все пророки. Апостолы призывали церкви молиться за свое служение (Рим.15:30–31; Кол.4:3; Евр.13:18–19).

Иисус наставлял учеников использовать молитву как средство служения, а не достижения личной власти. Он молился за тех, в ком видели только обузу, например, за детей (Мф.19:13). Он удалялся молиться, когда чувствовал необходимость получить силу для продолжения служения (Лк.5:16). В Его молитве благословения и ходатайства в Ин.17 отражается язык публичных ветхозаветных молитв в соответствии с Его образом пророка, священника и царя (Ин.17:1–26). В Послании к евреям Иисус показан как Первосвященник, Который «всегда жив, чтобы ходатайствовать за [нас]» (Евр.7:25), в противоположность образу сатаны, непрестанно клевещущему на нас (Откр.12:10).

Образы уникальной силы молитвы. Молитва уникальным образом позволяет чадам Божьим присутствовать в двух мирах. В Откровении старцы, поклоняющиеся Господу, держат «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Молитва не похожа на другие виды общения, ибо в молитве мы можем рассчитывать, что Тот, к Кому обращаемся, поймет наши невнятные стоны и переведет их на язык действенной молитвы. Образ напоминает любящего родителя, слушающего путаные жалобы ребенка и откликающегося на его неясно выраженные, но горячие желания. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).

Мы можем думать порой, что молитва не имеет особого значения, но Иисус напоминает нам, что она может совершать удивительные вещи: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: “исторгнись и пересадись в море”, то она послушалась бы вас» (Лк.17:6).

Образы искренней молитвы. Самые яркие, пожалуй, образы молитвы связаны в Библии с теми, кто молился особенно искренне, как, например, Авраам, молившийся за Содом (Быт.18:16–33) и за свою бесплодную жену Сарру (Быт.15:1–4). Волнующая картина того, как Бог услышал отчаянный вопль Своего народа и приступил к действиям, показана в рассказе об израильском рабстве в Египте (Исх.3:7). Моисей вступил в мучительный диалог с Богом по поводу его пригодности на роль вождя народа (Исх.3:1–4:17). Выразительными образами наполнена молитвенная жизнь Иисуса Навина. Он молился после поражения в Гае и получил ответ, что проблема заключалась в скрытом грехе (Нав.7:6–15). Отрицательный пример приведен в Нав.9, когда израильтяне заключили безрассудный союз, потому что «Господа не вопросили» (Нав.9:14). Иисус Навин получил на свою молитву впечатляющий ответ, что солнце остановится (Нав.10:12–14). Яркое впечатление производит обет Анны в молитве о сыне (1Цар.1:10–11). Одним из образцов молитвы можно считать молитву Соломона о мудрости (3Цар.3:5–9). Мужами молитвы проявили себя Илия и Елисей, особенно в состязании с пророками Ваала (3Цар.18). В окружении ассирийского войска Езекия развернул письмо с угрозами пред Господом, Который изображен здесь во всем Своем величии в величественных тонах (4Цар.19:15–19). В двух случаях Иеремии было сказано прекратить ходатайство за народ (Иер.7:16; 11:14), и то, каким взрывом негодования ответил пророк на Его запрет, показывает, до какой степени искренна истинная молитва (Иер.20:7–18). Даниил молился трижды в день, и ему принадлежит одна из самых ориентированных на других и сосредоточенных на Боге молитв в Писании (Дан.9:4–19).

Молитвы Иисуса замечательны своим частым повторением, простотой и прямым обращением к Богу «Авва». Молитвы Павла, записанные в его посланиях, показывают человека с глубоким чувством благодарности (Рим.1:8–9; Еф.1:3–14; 3:14–21). В Евреям Иисус представлен постоянно ходатайствующим за святых (Евр.7:25), а молитва изображается средством доступа к престолу благодати (Евр.4:4–16). Иаков рисует картину помощи больным через молитву (Иак.5:13–18), а в Откр.4–5 ярко описывается насыщенное молитвами небесное поклонение Агнцу.

Молитва показана в Писании важнейшей стороной отношений между Богом и людьми. Она служит отличительным признаком Божьего народа, и в ней выражаются человеческие нужды, а также Божья любовь и Его обеспечение. В Библии молитвы связываются, в первую очередь, с просьбой о помощи, но есть также образы противоборства (народа с Богом или Бога с народом), спокойного общения и диалога.

См. также: КОЛЕНО, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; ОЖИДАНИЕ БОГА, УПОВАНИЕ, НАДЕЖДА НА БОГА; ПОКЛОН, ПРЕКЛОНЕНИЕ, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПОСТ, ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle