Пост, воздержание от пищи
(Fasting)
В современном обществе воздержание от пищи, или голодовка, рассматривается, в первую очередь, как способ выражения протеста или угрозы самоубийства для оказания давления на власти с целью добиться получения каких-либо благ или выполнения своих требований. Иными словами, это политическая по своему характеру акция. Ее примерами могут служить голодовки Махатмы Ганди в Индии во время борьбы против английского владычества, Янг Сам Кима в Корее, протестовавшего против режима военной диктатуры, и актера Дика Грегори, выступившего против нарушений гражданских прав коренных американцев.
Однако в библейском контексте пост как воздержание от пищи имеет совершенно другой смысл. Это способ не утверждения своей воли, а выражения открытости воле Бога, глубокого сожаления о грехе и конечной зависимости от Божьего обеспечения во всех сферах жизни. Пост – это воздержание от пищи по духовным причинам, и в нем подразумевается прежде всего открытость Богу и состояние смирения. Он сопровождается молитвой, выражением скорби, покаяния, благочестия и поиском водительства. Но постом часто злоупотребляли, поэтому он мог также служить символом лицемерия и показной религиозности (Ис.58; Мф.6).
Один из самых известных библейских примеров поста – сорокадневный пост Иисуса в пустыне для подготовки к служению (Мф.4:2). Это явная аналогия сорокадневного поста Моисея на горе Синай при получении закона и водительства по пустыне (Исх.34:28; Втор.9:9). Иосафат объявил пост по всей Иудее, чтобы взыскать Господа, когда на него пошли войной моавитяне и аммонитяне (2Пар.20:3). Во время поста и молитвы церковь в Антиохии получила повеление от Святого Духа отправить Павла и Варнаву миссионерами (Деян.13:3–4). Пост и молитва часто связываются со стремлением и подготовкой людей к установлению связи с Богом. Посредством поста они посвящают себя общению с Богом.
В образе поста выражалась также мысль о скорби. Когда Саул и Ионафан погибли на поле битвы, жители Беф-сана похоронили их кости и постились семь дней (1Цар.31:13). Давид рыдал, плакал и постился, когда узнал о смерти Саула, Ионафана и Авенира (2Цар.1:12; 3:35). Неемия постился, узнав о падении Иерусалима (Неем.1:4). Когда Аман добился подписания указа истребить весь народ Мардохея, иудеи плакали и постились, оплакивая свою судьбу (Есф.4:3). Пост связывается с искренним чувством горести и скорби, особенно когда умирает любимый, происходит внезапное бедствие или возникает угроза смерти. Это выражение глубокой печали и в то же время гнева.
Пост служил также символом покаяния (см. ПОКАЯНИЕ). Например, Ахав, царь Израильский, постился, когда услышал от Илии об угрозе для своего дома за виноградник Навуфея (3Цар.21:27). Он разодрал свои одежды, оделся во вретище и ходил печально. Ахав смирился пред Господом и искал Его милости. Господь увидел это и не навел на него провозглашенные Им беды (3Цар.21:29). Весь Израиль тоже постился в покаянии. В частности, в день очищения народу Израиля предписывалось поститься в смирении (Лев.16:29, 31; 23:27, 29, 32). Во дни Неемии народ Израиля собирался в грязных вретищах и постился. Собравшиеся исповедовались в своих грехах и преступлениях своих отцов (Неем.9:1–3; 1Цар.7:6; 2Цар.12:16). При покаянии в грехах пост был символом смирения и выражением поиска милости Господа.
Пост использовался также как средство выражения благочестия. Псалмопевец признавал, что смирял постом свою душу (Пс.34:13) и что когда он плакал в душе во время поста, его публично оскорбляли (Пс.68:11). В Новом Завете пророчица Анна, вдова восьмидесяти четырех лет, никогда не отходила от храма, день и ночь служа постом и молитвой (Лк.2:37). Регулярно постились ученики Иоанна Крестителя и фарисеи. Сообщается, что фарисеи, в частности, постились дважды в неделю (Лк.18:12; см. также внебиблейские источники Дидахе 8:1; Псалмы Соломона 3:8). Постились для поддержания личного благочестия и духовной самодисциплины.
Пост тесно связан с образом благочестия, но в нем находит выражение и прямо противоположный образ – лицемерия. В Ис.58:3–6 показано, что пост израильтян как демонстрация религиозной преданности не соответствовал их поведению в отношении ближних. Они делали злое в глазах Господа даже во время поста. Они постились лишь для того, чтобы выставить свою набожность напоказ перед людьми и вызвать у них восхищение. Они не делали этого ради славы Божьей. Поэтому Бог заявил, что не услышит их (Иер.14:12). То же самое можно наблюдать в Новом Завете. Лицемерие фарисеев, ходивших с мрачными лицами, чтобы люди видели их пост, разоблачил Иисус, посоветовавший им помазать голову и умыть лицо, чтобы их благочестие и преданность были направлены только на Бога (Мф.6:16–18). Пост сам по себе не осуждается, но если он используется как средство самопрославления, его можно считать образом лицемерия.
В целом образ поста не несет в себе позитивной и яркой символики. Еврейское выражение для обозначения поста, «томление души», вполне соответствует образам мрачного лица, плача, лежания на земле, посыпания головы пеплом и рубища.
См. также: МОЛИТВА; ПЕПЕЛ, ПРАХ; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ПЛАЧ; СКОРБЬ, ГОРЕ; ТРАУР, ПЛАЧ.
Библиография:
S.Lowy, «The Motivation of Fasting in Talmudic Literature» JJS 9 (1958) 19–38;
E.Wetermarck, «The Principle of Fasting», Folklore 18 (1907) 391–422.