Покаяние
(Repentance)
Апостол Павел отмечает, что благочестивая печаль производит усердие, стремление загладить вину, негодование, тревогу, страстное желание и готовность к справедливому возмездию (2Кор.7:11). Павел выделяет разные стороны покаяния, а вот наиболее цельным библейским образом покаяния служит Пс.50, в котором представлен как бы анатомический анализ души и эмоций грешника (Давида), когда пророк Нафан показал ему чудовищность соделанного, то есть прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа (2Цар.11–12). В псалме выражается как глубокое понимание зла, которое может корениться в человеческом сердце, так и чувство уверенности человека, испытавшего последствия истинного покаяния – прощения и примирения с Богом. В нем также показаны четыре грани подлинного покаяния, упомянутые Павлом: осознание совершенного зла, искреннее желание восстановить справедливость, стремление войти в присутствие Бога и изменение поведения.
Признание совершенного зла. Истинное покаяние начинается с ясного осознания совершенного зла. Давид сознает свой грех и причиненное им зло, а также справедливость суда над ним (Пс.50:5–7); в его словах выражается добровольное признание, подкрепленное подлинным знанием. Иов тоже понимал, что для настоящего покаяния требуется искреннее осознание совершенного зла (Иов.34:31–33). В конце концов Иов не только прекратил обвинять Бога (Иов.39:34–35), но и ясно признал, что он говорил о Боге несправедливо, и раскаялся в этом (Иов.42:3, 6). Готовность признать свой грех, подобно Давиду, проявляли многие: израильтяне, когда Ездра прочитал слова закона после возвращения из плена (Неем.8:9), ниневиняне, когда Иона донес до них Божьи слова (Иона 3:5–6, 8), и люди, которые «умилились сердцем», когда услышали Петра в день Пятидесятницы (Деян.2:37). Покаяние блудного сына в притче Иисуса началось с того, что он «пришел в себя» (Лк.15:17). Признание греха играет основополагающую роль в библейском покаянии.
Стремление к очищению с искренней печалью. Осознание греха ведет к искреннему стремлению к очищению. В молитве Давида видное место занимают настоятельные призывы к Богу с просьбой очистить его (Пс.50:3–4, 9–10). Помимо ревностной молитвы, это горячее желание выражается в слезах, облачении во вретище, посыпании головы пеплом и посте. Такие выражения искренней скорби могут предшествовать суду или сопровождать некоторые его последствия; в нескольких библейских рассказах приводятся примеры, когда о покаянии свидетельствует скорбь.
Вретище, пепел и пост служат распространенными образами раскаяния. Они связываются с покаянием, когда несколько царей смирились перед царем Израиля (3Цар.20:31), когда Езекия покаялся и попросил дополнительных лет жизни (4Цар.19:1; Ис.37:1), когда Ахава осудил Илия (3Цар.21:27), когда Иов каялся пред Богом (Иов.16:15) и в покаянных мольбах псалмопевца (Пс.68:12). Даниил молился и постился во вретище, каясь за народ (Дан.9:3), а царь Ниневии в таком же покаянии возглавлял кающийся народ «от большого из них до малого» (Иона 3:5–6, 8). Пророки пишут о желании Бога, чтобы покаяние выражалось именно так (Ис.32:11; Иер.4:8; Иоил.1:13), и Сам Иисус говорит об этом, когда провозглашает горе городам, отвергшим Его чудеса (Мф.11:21; Лк.10:13). Когда человек облачается во вретище, сидит на пепле и посыпает им голову, отказываясь от подкрепляющей силы и приносящей удовольствие пищи, такие действия символизируют согласие с выдвинутым против него обвинением и искреннее желание получить прощение.
Отзывчивое лицо и отзывчивое сердце – взаимосвязанные грани образа покаяния, и в Писании одобряются оба эти средства выражения истинности покаяния. Давид замечает, что сокрушенный дух угоден Богу в истинном покаянии (Пс.50:19). Пророк Иеремия с огорчением пишет, что непокаявшиеся лица сделались «крепче камня» (Иер.5:3); развратители сравниваются с медью и железом, а Бог – с плавильщиком металлов (Иер.6:27–29). В отзывчивых лицах отражаются отзывчивые, покаянные сердца, стремящиеся войти в Божье присутствие, поэтому пророк судит о непокаянии по лицам, которые он видит. О необходимости быть мягким и податливым свидетельствуют слова Давида, когда он говорит о своей готовности к очищению Богом (Пс.50:4, 9).
Новая ревность по Богу. Ревностное желание характеризует тех, кто не хочет упустить возможность испытать присутствие Бога (Откр.3:19), и это ревностное желание отражается в образах покаяния. В энергичной, но мягкой манере Давид прямо просит о постоянном общении с Богом: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс.50:13). Давид сознает, что из-за своего греха он утерял «радость спасения» (Пс.50:14).
Пророки и новозаветные авторы разделяют упование Давида, что покаяние приносит новое осознание близости Бога. Исаия пишет об обетовании, что «придет Искупитель Сиона... обратившихся от нечестия» (Ис.59:20), а Иеремия напоминает читателям, что результатом прощения будет обновленное общение с Богом благодаря восстановлению служения Ему (Иер.15:19). Лука пишет, что ангелы радуются об истинно покаявшемся человеке (Лк.15:7), и призывает покаяться, чтобы пришли «времена отрады от лица Господа» (Деян.3:19–20). Покаяние сопровождается вновь обретенным желанием испытать присутствие Бога. В конечном счете непокаявшийся будет вечно отделен от Бога, и это служит наиболее полным определением смерти (Иез.18:32; Ос.11:7).
Люди каются часто, но их покаяние бывает поверхностным. В новозаветных образах покаяния человека подчеркивается необходимость изменения отношения к своим действиям или выражения глубокой печали по их поводу. Тогда как авторы Деяний и посланий призывают к подлинному покаянию и характеризуют его (напр., Деян.3:19; Рим.2:4–5; 2Кор.7:10–11), в евангелиях приводятся яркие примеры кающихся людей, особенно в притче о блудном сыне (Лк.15:11–24) и в рассказе о Закхее (Лк.19:8). Во всех рассказах кающийся претерпевает разительное и немедленное преобразование, в результате которого в его жизни тоже происходят глубокие изменения. В каждом случае окружающие, которым изменение в кающемся кажется маловероятным или вообще невозможным, испытывают чувство удивления или даже раздражения. В каждом из этих образов покаяния подчеркивается непреодолимая природа благодати и показывается, что подлинное покаяние может происходить в самых невероятных местах и всегда связывается с обильной мерой благодати.
Изменение поведения. Изменение поведения – самое заметное проявление покаяния. Тогда как нежелание воздать Богу славу свидетельствует о непокаянии (Откр.16:9), большие успехи в новом направлении служат самым верным показателем покаяния. Воззвав к Богу, Давид сразу же намечает план действий: «Научу беззаконных путям Твоим», чтобы они покаялись, и «уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс.50:15–17). В его ревностном тоне проявляется решимость приложить все силы, чтобы внутреннее раскаяние вылилось во внешнее изменение. Изменение поведения пророки считают критерием подлинного покаяния; их послания переполнены призывами «отвратиться от идолов» (напр., Иез.14:6; 18:30). В Новом Завете эту мысль выражают Лука и Иоанн. В рассказе о блудном сыне Лука говорит о новых планах, которые строит сын после признания своего греха (Лк.15:11–24); мы видим также потрясающее решение Закхея, продемонстрировавшего свое покаяние возвратом вчетверо добра, нажитого нечестным путем, когда он был мытарем (Лк.19:8). О Симоне волхве читаем, что его отношение к силе Духа должно полностью измениться (Деян.8:22); Лука отмечает, что Павел побуждал делать «дела, достойные покаяния» (Деян.26:20). В обращении к семи церквам в Откровении Иоанн характеризует покаяние как необходимость «творить прежние дела» (Откр.2:5). Осознание греха, сожаление об отделении и стремление вернуться в Божье присутствие наряду с изменением поведения изображаются этапами подлинного покаяния.
Божье раскаяние. Взаимосвязь с нами Бога демонстрируется в Библии образами Божьего раскаяния. В рассказе о Ное показано раскаяние Бога в Своих делах по сотворению мира, приведших к появлению зла. Увидев развращение людей в поколении Ноя, Бог «восскорбел» и «раскаялся» в том, что создал людей (Быт.6:7). Помимо этого, в Ветхом Завете есть несколько примеров Божьего раскаяния в разрушительных делах, предпринятых для наказания зла (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). В конце 2Царств, например, Бог раскаивается, что послал на Израиль язву в виде ангела, поражавшего народ. Увидев результаты бедствия – семьдесят тысяч умерших, – Бог остановил ангела на полпути, когда он был у гумна Орны Иевусеянина. Попросив у Бога милости, Давид купил гумно и соорудил жертвенник. Бог проявил твердость в Своем раскаянии и прекратил поражение (2Цар.24:15–25).
Получив от Илии предупреждение о грядущем Божьем суде, Ахав покаялся, и Бог передумал и не стал наводить на него бедствие (3Цар.21:27). А в Книге Ионы своенравный пророк предупреждает Ниневию о намерении Бога разрушить ее. Царь Ниневии провозглашает покаяние и сам показывает пример в надежде на то, что и произошло на самом деле: Бог меняет решение и раскаивается в Своих планах в ответ на изменение позиции Ниневии.
В каждом из этих примеров Бог отказывается от задуманной линии действий и избирает другую. В изменении принимаемых Богом решений выражаются чистота Его природы, святость и связанный с ней гнев за грех и, в то же время, Его безграничная милость и любовь, уравновешивающие и смягчающие тяжелую руку справедливого наказания.
См. также: БЛУДНЫЙ СЫН; ВИНА; ГРЕХ; ГРЕШНИК; ЛИЦО, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА; МОЛИТВА; МЯГКОСТЬ; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ; ПЕПЕЛ, ПРАХ; ПЛАЧ; ПОСТ, ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ; СЕРДЦЕ.