Блудный сын
(Prodigal son)
В том, что притча о блудном сыне (Лк.15:11–32) пользуется популярностью среди людей любого происхождения, нет ничего удивительного. Как персонаж блудный сын ассоциируется со многими образами. Он служит архетипом подростка-бунтаря, и многие, вероятно, понимают слово блудный как своенравный, а не развратный. Очень знакома непокорность блудного сына в начале рассказа, выразившаяся в отвержении уважения к родительской власти, к семейным устоям, к правильному с моральной точки зрения поведению и в предпочтении неизведанного, приключений, потворства своим желаниям, необузданности, распущенности. Путь блудного сына к самовозвышению (см. ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ) завершился поразительной деградацией, когда этот еврейский юноша начал не только пасти свиней, но и жаждать рожков, которыми он кормил их.
Но какими бы яркими ни были образы бунта и падения, более сильное впечатление производят образы покаяния и восстановления. Блудный сын «пришел в себя», когда его сердце открылось для покаяния, смирения и побудило его к действиям. Но покаяние затрагивает все человеческое существо – разум, сердце и волю, – и вполне возможно, что он возвращался к отцу с целью возмещения своего долга работой. Его вновь обретенная решимость затмилась трогательной сценой проявления необычайной отцовской любви, когда глава семьи выбежал навстречу сыну, отказавшись слушать его извинения и полностью восстановив его права сыновства.
«Блудный сын» – неподходящее название для этой притчи. В рассмотренных выше образах выражается лишь половина притчи. Вспоминая притчу, мы часто упускаем из виду Лк.15:25–32, где речь идет о старшем брате. Учитывая, что Иисус рассказал эту притчу в ответ на ропот фарисеев и книжников (Лк.15:1–2), которых, без сомнения, олицетворяет старший брат, нам не следует забывать о нем. Объединяющим всю притчу персонажем служит отец, чья милостивая любовь распространяется как на младшего, неправедного сына, так и на старшего, самодовольного сына.
См. также: БЕГЛЕЦ; БУНТ, НЕПОКОРНОСТЬ; ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ПОКАЯНИЕ; ПРИТЧА, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР; СЫН.
Библиография:
К. Е. Bailey, Finding the Lost: Cultural Keys to Luke 15 (St. Louis: Concordia, 1992);
H. J. Nouwen, The Return of the Prodigal Son: A Story of Homeco (New York: Doubleday, 1992).