Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Блудница, блуд, проституция

(Prostitute, prostitution)

Из всех показанных в Библии блудниц поименно названо только трое. Из них к Фамари и Раав в Израиле относились уважительно (Быт.38:6–26; Нав.2:1–21). Далида же вполне соответствует образам и метафорам блудниц как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Из большинства метафорических описаний мы видим, что сердце блудницы подогревалось алчностью. Действительная нужда ли ею двигала или просто низменные наклонности, но блудница всегда занимала рваческую позицию, стремясь получить желаемое во что бы то ни стало и в то же время предлагая удовлетворение за определенную плату. В основе блуда лежит потакание своим желаниям.

Поведение блудницы – бездумное разрушение. Блудница – это человек, вступающий в половую связь в обмен на материальное вознаграждение. Обычно это женщина, отличающаяся от прелюбодейки неразборчивостью в выборе партнеров. В Притчах она характеризуется как безрассудная, шумливая, глупая и невежественная (Притч.6:26; 9:13). Она противопоставляется верной жене и ищет тех, кто предлагает наивысшую цену, преследуя собственные интересы и не связывая себя с единственным мужчиной.

Примером вероломных уловок блудницы служат Далида и безрассудная женщина из Притчей. Мудрый учитель в Притчах предупреждает о безразличном отношении блудницы к своим клиентам: «...из-за жены блудной обнищавают до куска хлеба» (Притч.6:26). В надежде на вознаграждение Далида неоднократно предавала Самсона филистимлянам (Суд.16). Когда мы читаем, что Самсон в конце концов доверил правду ее извращенному уху, на память приходят слова учителя о другой сцене соблазнения:

Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень на выстрел,

доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки,

и не знает, что они – на погибель ее (Притч.7:22–23).

Предательство Далиды, как и все другие дела блудниц, привело к смерти. Предупреждения об этом пути к могиле неоднократно встречаются в высказываниях Мудрости (Притч.2:16–19; 5:3–5; 7:6–27; 9:18).

Цель блудницы – быстрое извлечение выгоды. Далида олицетворяет образ алчной, сладкоречивой женщины. Этот образ метафорически распространяется на израильтян, отвергающих Божью заботу и стремящихся получить выгоду другими средствами. Отдельные люди и израильский народ в целом обвиняются в блудодействе, когда они обращаются к заклинателям духов и волшебникам (Лев.20:6), прибегают к военной силе (Наум.3:1–4), заключают политические союзы (Иез.23:5–6) или злоупотребляют торговлей (Ис.23:17). Израильтяне, которые слишком высоко ценят материальную выгоду, берут мзду и отступают от Божьего замысла, тоже считаются блудниками (Ис.1:21–23). Но самой распространенной причиной употребления эпитета «блудница» служит идолопоклонство.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Монотеистская позиция Израиля отличала иудаизм от других древних политеистических религий, поэтому метафорическое обвинение в блудодействе основывалось на понятии моногамии. Божий завет с Израилем можно сравнить с моногамным браком – Бог заботится об Израиле как о Своей супруге, предоставляет ему особую честь и требует от него поддержки в исполнении Своих замыслов. Надлежащим ответом на такую заботу должны были быть благодарность, любовь и послушание, но Израиль игнорировал Божью заботу и поддавался на обещания других богов в Ханаане, доме Божьего обетования. Израиль семь раз обвиняется в блудодействе с другими богами, и это слово вполне удачно характеризует измену Израиля (Исх.34:15–16; Лев.17:7; 20:6; Втор.31:16; 2Пар.21:11, 13). Бог сказал, что «вопрошать свое дерево» Израиль побуждает «дух блуда» (Ос.4:12).

На основании собственного горького опыта с Гомерью, женой-прелюбодейкой, Осия рисует один из трех ветхозаветных метафорических образов блуда, характеризующего идолопоклонство Израиля. Подобно своевольной женщине, Израиль говорит: «Пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». Осия поясняет: «А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» (Ос.2:5, 8). Израиль, как и Гомерь, поддался искушению легкой наживы прелюбодейства.

Действия Гомери отражаются в поведении Израиля – вкусив плоды прелюбодеяния и найдя их недостаточно сладкими, она решила вернуться к своему мужу. Осия точно предсказывает действия Израиля: «И погонится за любовниками своими, но не догонит их; и будет искать их, но не найдет и скажет: “пойду я и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь”» (Ос.2:7). Как и Гомерь, Израиль блудодействовал с любовниками/идолами, которые обещают много, но не требуют так много, как Бог. Не получив обещанных наград, он возвращается к Богу. В образе блудодейства Израиля выражается стремление получить как можно больше удовольствий.

Мотивация блудницы – вынужденная или по собственному выбору. В древних культурах блудницами становились либо в силу обстоятельств, либо по собственному выбору. Во многих культурах к новорожденным девочкам относились пренебрежительно, и нередко их просто оставляли умирать (если же их кто-то затем подбирал, то они воспитывались для проституции). Их бесправное состояние вызывает сострадание. С другой стороны, свободные женщины занимались проституцией добровольно – либо в ритуалах поклонения языческому богу, либо просто из корыстных интересов. В обоих случаях цель заключалась в обеспечении материального благосостояния. Многие это свое занятие не афишировали, но известные профессиональные проститутки становились весьма богатыми благодаря подаркам своих посетителей. В культах плодородия служители Ваала поощряли половые сношения между поклонниками и сакральную проституцию – как женскую, так и мужскую, – дабы побудить богов сделать более плодоносными землю, скот и людей. Перед вхождением в обетованную землю Бог предупредил израильтян об этих культах: «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя... дабы... не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исх.34:15–16). Осия предъявил народу обвинение: «Ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары» (Ос.9:1). Проституция, будь то профессиональная или религиозная, основывается на своекорыстии, а не на самопожертвовании. Этот выбор ведет к суду, а не к проявлению милости.

Сирота, которая стала царицей, но избрала погибель. С учетом возможности вынужденного или добровольного выбора нарисованный Иезекиилем образ идолопоклоннического блудодейства Израиля обретает силу полной завершенности: Бог говорит, что вытащил Израиль из грязи, как брошенного младенца с еще не отрезанной пуповиной, а затем вырастил эту девочку и сделал красивой и нарядной. Избавленная от возможной участи вынужденной проституции, она была благословлена прекрасной пищей и дорогими одеждами и приобрела известность своей красотой. Но, говорит Бог, «ты понадеялась на красоту твою и, пользуясь славою твоею, стала блудить», с омерзительным извращением платя тем, кто домогался ее (см. Иез.16:3–41). Идолопоклонство Израиля изображается как сознательный выбор сироты, ставшей царицей, – несмотря на свое положение, она выбрала профессиональную проституцию, выражавшуюся как в делах, так и в поклонении.

Другие религии предлагали духовные, космические обоснования проституции, но Библия последовательно изображает ее низменной и животной, унижающей человеческое достоинство. Израиль предпочел поклоняться культам, против которых его предостерегал Бог (Пс.105:35–39). Через Иеремию Бог описывает бесстыдное и униженное состояние Израиля, к которому он в результате пришел:

На всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал...

Как можешь ты сказать: «я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?»

...ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям своим?

Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух,

кто может удержать? (Иер.2:20, 23–25).

Бог заповедал Израилю «не ходить вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству» (Чис.15:39). В Его глазах проституция – это потакание собственным слабостям, а не самопожертвование.

Будущее блудницы – неизбежный суд. Предающиеся низменным страстям со многими любовниками рискуют подвергнуться насилию, наказанию и даже смерти. Иезекииль предупреждает неверный Божий народ:

Так говорит Господь Бог: вот, Я возбужу против тебя любовников твоих... и поступят с тобою яростно: отрежут у тебя нос и уши... возьмут сыновей твоих и дочерей твоих... оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя и распутство твое и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя (Иез.23:22, 25, 29–30).

Образы блудодейства дополняются судом. В Откровении образ блуда опять принимает выразительную силу. Вавилон, город безбожия, упадка, материализма и грубой силы, изображается великой блудницей, которая «яростным вином блуда своего напоила все народы» (Откр.14:8). К ужасу тех, кто домогается ее, суд над ней выливается в бесконечный столб дыма (Откр.19:1–3).

Суд над проституцией, особенно религиозной, – суд окончательный и безжалостный, но покаянное сердце может рассчитывать на помилование. Надежда блудницы – Божья милость. Проституция служит темным фоном, на котором сияет Божье милостивое прощение и восстановление. Все три ветхозаветные аллегории блудодейства заканчиваются обетованием, что Бог примет своенравную женщину, простит ее грехи и установит с ней новые отношения взаимной любви (Иер.3:11–18; Иез.16:53–63; Ос.2:14–3:5).

В евангелиях и посланиях Нового Завета этот образ милости выражается в самих рассказах о проституции. Иисус похвалил грешную женщину, облившую Его ноги благовониями и слезами (Лк.7:36–50), так как острое осознание своей вины открыло ее сердце для любви и веры в Него. Он бросил вызов религиозным лидерам, сказав: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). Павел заметил, что хотя некоторые коринфяне занимались проституцией, теперь они омылись, освятились и оправдались через Христа (1Кор.6:9–11). Таким образом, проституция показывается и как возможность для проявления Божьего прощения и искупления.

См. также: БРАК; ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО; ЖЕНЩИНА; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; ОТСТУПНИЧЕСТВО; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle