Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Прелюбодеяние

(Adultery)

Прелюбодеяние называется грехом как в Ветхом, так и в Новом Завете. В Ветхом Завете виновной в прелюбодеянии считается любая замужняя женщина, вступившая в связь с другим мужчиной. То же самое относится к любому мужчине, имевшему интимные отношения с женой другого мужчины. Однако в некоторых случаях для мужчины вполне допустимо иметь несколько жен и наложниц. В Новом Завете Иисус занимает более последовательную позицию, призывая как женщин, так и мужчин соблюдать верность своему единственному супругу (Мф.19:3–9), а в посланиях устанавливаются высокие нормы чистоты в половых отношениях (1Кор.6:18–20, Евр.13:4).

Наиболее наглядно осуждение прелюбодеяния выражено в Притч.5:1–23 и Притч.6:20–7:27, где для демонстрации опасностей и полнейшего безрассудства прелюбодеяния используются образы физических страданий, ловушек и смерти: «Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего» (Притч.6:28–29). «Он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень на выстрел... Дом ее – пути в преисподнюю» (Притч.7:22, 27). В литературе мудрости прелюбодеяние изображается в виде непристойных дел, совершаемых тайком, поскольку прелюбодей знает, что они греховны и наверняка раскроются: «И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: “ничей глаз не увидит меня”, – и закрывает лицо» (Иов.24:15).

Самый яркий библейский пример прелюбодеяния – история о Давиде и Вирсавии (2Цар.11:1–5), ставшая темой многочисленных произведений литературы и искусства. В ней показан архетип уважаемого религиозного или гражданского лидера, отпавшего от благодати из-за сексуального греха. Этот короткий рассказ богат образами – весенняя пора, вечерняя прогулка по крыше, появление красивой купающейся женщины, тайная встреча, а затем известие, что женщина беременна.

Столь же выразителен принцип, показанный Иисусом в отношении прелюбодеяния в Нагорной проповеди, согласно которому «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). В учении Иисуса получает дальнейшее развитие ясно выраженное в Ветхом Завете внимание к внутреннему расположению человека. Об этом внимании со всей очевидностью свидетельствуют слова в Притч.6:25: «Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими».

В иносказательном смысле тема прелюбодеяния выражается также в Новом Завете в тех случаях, когда прелюбодеями называются те, кто отвергает Иисуса (Мф.16:1–4), кто дружит с миром (Иак.4:4) и кто следует лжеучениям (Откр.2:20–22). В Ветхом Завете прелюбодеяние – один из основных образов Отступничества. Наконец, в Книге Откровение заключена символика окончательного прекращения сопротивления Богу, когда ангелы провозглашают падение Вавилона, великой любодейки, «которая растлила землю любодейством своим» (Откр.19:2).

См. также: БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ; БРАК, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС.

Библиография:

R.C.Ortlund Jr., Whoredom: Gods Unfaithful Wife in Biblical Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1997).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle