Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Брак

(Marriage)

В Библии брак показан первобытной формой человеческих общественных связей, основанием общественной жизни. Для появления общества необходимы семьи, а для появления семьи должен существовать институт брака. Брак – это союз двух людей, мужчины и женщины. Когда вспоминаешь образы брака, на память приходят прежде всего известные пары – Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Руфь и Вооз, Соломон и его невеста Суламита, Есфирь и царь, Мария и Иосиф.

Из библейских образов этих пар, а также из отрывков с ясно выраженным учением о браке мы получаем развернутое представление о том, что такое брак, в том числе о его основополагающих признаках: божественно установленном происхождении, товарищеских отношениях, романтической связи, завете, половом единении, общих средствах к существованию, родительских обязанностях и совместной религиозной жизни. Кроме того, брак служит основной библейской метафорой взаимоотношений между Богом и верующим.

Конкретным основанием, на котором строятся все остальные образы брака, служит базовый принцип, что в браке двое становятся одной плотью (Мф.19:5; Мк.10:7–8). Соответственно центральную роль играет образ соединения.

Установленный Богом. В Библии брак рассматривается в общих рамках его установления Богом. Можно сказать, что брак был Божьим замыслом в отношении человеческого рода. В рассказе о сотворении Бог Сам решил, что «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Именно Бог привел Еву к Адаму после сотворения ее (Быт.2:22), заключив, по сути, первый брачный союз в истории. В Новом Завете тоже сказано, что муж и жена «сочетаются» Богом (Мф.19:6; Мк.10:9). Иисус одобрил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской (Ин.2:1–11).

Товарищеские отношения. Основная цель при изначальном установлении брака заключалась в его создании для общения между мужчиной и женщиной. Сам по себе Адам был неполным и нуждался в соответствующем ему напарнике, пока Бог не сотворил Еву, которая дополнила его и заняла положение товарища и помощника (Быт.2:18–22). Эти отношения носят исключительный характер: они требуют разрыва связей с родителями и соединения со своей супругой (Быт.2:24).

Стремление быть одним целым со своей возлюбленной – ведущий мотив Песни песней, где брак изображается как удовлетворение этого желания. В повествовательных частях Библии мы видим образы мужа и жены как товарищей в повседневной жизни.

Романтические и половые отношения. Товарищеские отношения между влюбленными до и после вступления в брак – не просто дружба, это романтическая страсть. Поистине кладезь образов страстных романтических устремлений, ведущих к браку, мы видим в Песни песней. В этой эпиталаме (свадебной песне) выражаются гораздо более восторженные и возвышенные чувства, чем те, которые можно было бы отнести к обычной дружбе или просто к половым отношениям. Романтическая связь выражается во вполне определенных ритуалах ухаживания (см. ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ) и в крайне красноречивой и поэтической форме.

Непосредственным результатом романтической любви становится половой союз, соединяющий супругов на физическом и эмоциональном уровнях и имеющий также духовные последствия. Архаический библейский эвфемизм, что муж и жена «познали» друг друга, привлекает внимание к тайне и глубине полового единения в браке. Супружеские отношения – самые интимные из всех человеческих отношений. Мужчина и женщина становятся «одной плотью» (Быт.2:24), символизируя половой союз (1Кор.6:16). Это отношения между одним мужчиной и одной женщиной, никакие соперники не допускаются. Можно также отметить очевидное: браки, установленные Богом, должны быть гетеросексуальными, с участием мужчины и женщины (Быт.2:18–24).

В 1Кор.7:1–7 половая связь в браке относится к категории долга, который супруги должны исполнять друг перед другом, и тем самым показывается ее значение в супружеских отношениях. В Притч.5:15–19 для выражения мысли об удовлетворении сексуальных желаний используется образ источника воды, и идеалом показан человек, страстно влюбленный в жену своей юности, которая сравнивается с «любезною ланию и прекрасною серною».

Завет. Другая сторона брака в Библии выражается в мотиве долговременного союза. Идеалом служит брак на всю жизнь. Такое постоянство не привносит в романтическую страсть нечто инородное, но соответствует идеалу, к которому романтическая любовь сама подталкивает влюбленных людей. Решающий момент прозрения, к которому движется рассказ в Песни песней, выражается в мольбе о постоянстве в любви (Песн.8:6–7). Этот образ постоянного союза представлен Иисусом как заповедь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6; Мк.10:9).

Иногда этот долговременный союз представляется в Библии в образе завета. Малахия изображает Бога как «свидетеля завета между тобою и женою юности твоей», «она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал.2:14; ср. Иез.16:8).

Хозяйственные образы. Следующий ряд образов брака в повествовательных частях Библии связан с совместной трудовой и хозяйственной деятельностью, которую семья ведет для выживания. Одним из условий существования в мире является необходимость для супругов обеспечивать материальные потребности семьи. В обеспечении этих материальных потребностей участвуют как муж, так и жена (в похвальном слове идеальной жене в Притч.31:10–31 перечисляются домашние дела жены).

Помимо борьбы за средства к существованию, обязанность супругов состоит в воспитании детей. Муж и жена принимают на себя основную заботу по обеспечению материальных потребностей детей и их нравственному и духовному воспитанию. Образ совместной ответственности за обучение выражается в Книге Притчей, где мы, например, читаем: «Сын мой! храни заповеди отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей» (Притч.6:20; см. также Притч.1:8). Такое же значение имеет пятая заповедь, призывающая детей «почитать отца твоего и мать твою» (Исх.20:12; Еф.6:2).

Структура семейного устройства изображается в Библии иерархической с мужем/отцом как главой семьи. Такой вывод мы можем сделать, исходя из того внимания, которое в Ветхом Завете уделяется главам родов. Образ иерархического брака достигает ясного выражения в нескольких «семейных кодексах», изложенных в новозаветных посланиях (Еф.5:22–24; Кол.3:18; 1Пет.2:1–6).

Метафорические образы. Отношения Бога со Своим народом в Библии изображаются как брак. В этой метафоре Бог выступает в роли мужа, а Его народ – жены. Не потому, что Бог – мужчина или в Библии нет женских образов Бога (см. Пс.130; Притч.8–9; Ис.66:13). В израильском обществе главой семьи был мужчина, поэтому вполне понятно, что в метафорическом браке роль мужа играл Бог. Как отмечалось выше, Малахия сравнивал брак с заветом (Мал.2:14), то есть с отношениями, основанными на взаимной любви, но скрепленными юридическим договором. В Ветхом Завете отношения Израиля с Богом тоже носили заветный характер, как это явствует из книг Исход (19–24) и Второзаконие. Когда Израиль нарушал завет, это сравнивалось с разрывом брачного договора. Первым, пожалуй, использовал метафору брака Осия, охарактеризовавший отчуждение между Израилем и Богом как нарушение супружеской клятвы. Бог не только дал повеление пророку взять себе «жену блудницу» (Ос.1:2), но и сказал:

Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее;

пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих (Ос.2:2).

До наивысшего выражения метафору брака как духовного символа доводит Иезекииль. Он посвящает две большие главы рассказу об извращении отношения Израиля к Богу, используя при этом сексуальную терминологию. Пропустим Иез.16 и рассмотрим аргументацию пророка в Иез.23. Иезекииль показывает двух сестер и отождествляет первую, Оголу, с Самарией, а вторую, Оголиву, с Иерусалимом. Эти сестры стали блудницами в Египте: «Там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их» (Иез.23:3). Затем Бог выражает недовольство, что Огола блудодействовала с ассирийцами, когда Он еще был ее мужем (Иез.23:5–8). В результате Он просто отдал ее им, и они опозорили, а затем убили ее (Иез.23:9–10). Оголива не усвоила урок своей сестры. Ее привлекли вавилоняне. Она избегала супружеского ложа и «пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть – плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов» (Иез.23:20). В конце концов Бог произведет суд над Оголивой, неверной женой, как Он это сделал с Оголой.

Тему сходства неверности Израиля с несоблюдением брачного договора использовали и другие пророки. В Иеремии Бог вспоминает о добрых отношениях с Израилем в таких выражениях:

Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою,

когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. (Иер.2:1).

Но теперь Израиль совершает духовное прелюбодеяние. Идолопоклонство – это прелюбодеяние, как ясно показано в Иер.3:6: «Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала».

Исаия тоже проводит литературную аналогию между идолопоклонством и прелюбодеянием. Бог дал разводное письмо Своей жене Израилю из-за ее прелюбодеяния (Ис.50:1). Вместе с тем, Исаия пишет также о будущем спасении Израиля как о восстановлении супружеских отношений:

Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь,

и как жену юности, которая была отвержена...

На малое время Я оставил тебя,

но с великою милостию восприму тебя (Ис.54:6–7; см. всю главу Ис.54).

Пророки пользуются метафорой брака в наиболее развернутом виде, но указания на нее встречаются и в других местах Ветхого Завета. В Пятикнижии мы видим ревность Яхве – чувство, свойственное только таким тесным отношениям, как супружеские (Исх.19:3–6; 20:2–6; 34:14). Кроме того, бунт Израиля характеризуется как прелюбодеяние и блудодейство (Исх.34:15–16; Лев.17:7).

В Песни песней прославляются интимные отношения между мужчиной и женщиной. В рамках канона такие отношения можно понимать только как супружеские. Поэтому мы вполне обоснованно можем рассматривать Песнь песней как развитие метафоры брака, встречающееся во многих местах Библии.

Метафора, определяющая отношения между Богом и Его народом как супружеские используется и в Новом Завете. В частности, Павел в Ефесянам наставляет христиан, что их связь со Христом подобна браку (Еф.5:21–33). Соответственно, жены должны подчиняться мужьям, как Церковь подчиняется Христу, а мужья должны любить жен жертвенной любовью, которой Христос любит Церковь. В Книге Откровение описывается конец истории, когда Бог раз и навсегда уничтожит зло. Верный Ему народ соединится с Ним навеки в славе. Учитывая предшествующее развитие метафоры брака в Библии, не удивительно, что этот конечный союз Бога с Его народом изображается как брак:

Аллилуия!

ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца,

и жена Его приготовила себя.

И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый (Откр.19:6–8).

См. также: ЖЕНА; ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ; МУЖ; ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; СВАДЬБА; СЕМЬЯ.

Библиография:

N.Stienstra, YHWH Is the Husband of His People (Kampen, Netherlands: Pharos, 1993).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle