Свадьба
(Wedding)
В Библии образ свадьбы встречается очень часто, но описаний самой церемонии сравнительно мало (тем не менее см. НЕВЕСТА, ЖЕНИХ). Два очевидных исключения из правила – это две библейские эпиталамы (свадебных песни), Пс.44 и Песнь песней, с них мы и начнем рассматривать образ свадьбы в Библии.
Две царские эпиталамы. Самые очевидные отличительные особенности свадьбы, описанной в Пс.44, – бурная радость и богатство чувств. Поэт задает тон с самого начала, говоря: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс.44:2). Пара находится в центре событий, и оба предстают во всей красе. Царь – «прекраснее сынов человеческих» (Пс.44:3), он перепоясан мечом, «славою... и красотою» (Пс.44:4). Он помазан «елеем радости», одежда его «как смирна и алой и касия» (Пс.44:8–9). Невеста, в свою очередь, тоже нарядна, «одежда ее шита золотом» (Пс.44:14); ее подводят к царю «в испещренной одежде... за нею ведутся... девы, подруги ее» (Пс.44:15). Вся процессия входит в царский дворец «с веселием и ликованием» (Пс.44:16).
Свадебная церемония – главная тема Песни песней (Песн.3:6–5:1), обрамленная лирическими признаниями в любви. Предвосхищая событие, невеста представляет прибытие жениха, и гиперболические образы ее фантазии указывают на нетерпение (Песн.2:8–9). Когда жених действительно прибывает, это событие красочно описывается, и это описание роскоши царской обстановки становится метафорой эмоциональной полноты. Сексуальная связь как кульминация свадьбы описывается в образах восточного сада со специями и плодами, на который претендует возлюбленный (Песн.4:9–5:1).
Образы радости. Другие образы свадьбы, рассыпанные по тексту Библии, связаны с мотивами ликования и радости. Описывая захватывающий дух восход солнца, поэт в Пс.18:6 утверждает, что солнце «выходит, как жених из брачного чертога своего». В истории о том, как Иисус превратил воду в вино на свадебном пире (Ин.2:1–11), свадьба – пышная церемония, которая развивается согласно определенному плану. О роскоши свадебных пиров и об их этикете свидетельствуют и притчи Иисуса о свадьбах: гостям рассылались формальные приглашения, готовился пир с вином и лучшей пищей, приходить следовало в специальной (вероятно, праздничной и официальной) свадебной одежде (Мф.22:1–14; Лк.14:7–24). Организация свадьбы была обязанностью жениха (Ин.2:9) и его отца (Суд.14:3, 10; Мф.22:2).
Образ жениха и невесты, которых украшают перед свадьбой, уже встречавшийся нам в эпиталамах, присутствует и в некоторых других отрывках. Исаия сравнивает подаренные Богом «ризы спасения» и «одежду правды» с венцом жениха и убранством невесты (Ис.61:10). В Иоил.2:16 описывается, как жених и невеста выходят из своих комнат, что, вероятно, было частью свадебной церемонии в то время. Драгоценности невесты показывают, что она готова к встрече жениха: «Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой?» (Иер.2:32). Важной частью наряда невесты было покрывало; за таким покрывалом Лия скрывала свое лицо во время свадьбы.
День свадьбы – радостный день (Песн.3:11). Не принято было плакать или поститься в день свадьбы (Мф.9:15). Важной частью праздника были музыка и танцы (Иер.7:34). Дарили подарки (3Цар.9:16); пели специальные свадебные песни (Пс.44; 77:63). «Голос жениха и голос невесты» символизируют радость (Иер.16:9; 25:10; 33:11). Ликование и радость переполняли сердца ожидающих свадьбы (Откр.19:7).
Хотя свадебные обычаи на протяжении столетий менялись, эмоции, сопровождающие их, остались прежними. Эмоциональное опьянение влюбленных из Песни песней характерно для любой четы влюбленных, хотя словесное описание этих чувств и основано на древней любовной поэзии. Одна из реалистических сторон Песни песней – предвосхищение четой грядущей свадьбы. Во многих стихах поэмы выражено нетерпеливое ожидание свадьбы и описана красота, которую влюбленные видят друг в друге. Невеста настолько полна нетерпения, что упрекает себя за это, уговаривает себя сдерживать эмоции и позволить всему идти своей чередой (Песн.2:7; 3:5).
Радостная атмосфера свадьбы передана также в некоторых апокалиптических видениях о будущем. Исаия пишет, что Бог радуется искупленному Сиону, «как жених радуется о невесте» (Ис.62:5). Иеремия подобным образом описывает пришествие золотого века, во время радостного начала которого «опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты» (Иер.33:10–11).
Свадебные обычаи служили метафорой спасения. Бог в Ветхом Завете описывается как муж, а искупление в Синае – как свадебная церемония. Семьдесят вождей Израиля, поднявшиеся на гору с Моисеем, ели и пили, пока Бог давал народу закон (Исх.24:9–11).
Церемония посвящения. Свадебная церемония не только была праздником, она символизировала благословение общества, законное сочетание с Богом посредством завета и публичного подтверждения верности Ему. Сочетающихся браком благословляли, особенно невесту, которая входила в семью жениха. Лаван и его семья благословили Ревекку, желая ей стать матерью «тысячи тысяч» потомков (Быт.24:59–60). Свидетели решения Вооза жениться на Руфи также благословили ее (Руф.4:11–12).
Начиная с первого союза женщины и мужчины, свадьба – это завет перед Богом (Притч.2:17; Иез.16:8; Мал. 2:14). На первой свадьбе в раю Сам Бог дал женщину в жены мужчине (Быт.2:23). В еврейской культуре именно присутствие Бога делало брак законным. Малахия утверждает, что Бог «был свидетелем между тобою и женою юности твоей... она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал.2:14). Пророк добавляет: «Разве не сделал их Господь едиными? Они едины по плоти и по духу» (Мал.2:15 NIV). Иисус также говорит об этом: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:9).
Свадьба – это публичное заверение в верности. Первое радостное обещание такого рода Адам дал Еве в присутствии Бога (Быт.2:22–24); Павел велит мужьям любить жен, как самих себя (Еф.5:28–30). Адам и Ева становятся «одной плотью» перед Богом, и во время каждой свадьбы эта процедура повторяется.
Метафора спасения. Как практически все библейские образы, образ свадьбы имеет глубокое духовное значение и становится метафорой отношений между Богом и людьми. В данном случае Бог выбирает верующих Себе в жены.
Иисуса не раз называют женихом. Иоанн Креститель называет себя другом жениха (Ин.3:22–30). Иисус объясняет Своим ученикам, почему в данный момент не следует поститься: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься» (Мк.2:19; см. также Мф.9:14–15; Лк.5:33–35). Земное служение Иисуса уподобляется свадебному пиру. В притче о свадебном пире сына царя, которую Иисус рассказывает фарисеям, сын/жених – это Иисус, а отказ от приглашения – неприятие Иисуса (Мф.22:1–14).
Второе пришествие Христа также описывается как пир. Хотя, будучи Человеком, Иисус пировал со Своими последователями, воссоединение Иисуса со святыми при парусии (втором пришествии) описывается как свадебный пир Агнца Божьего, Иисуса, и Его невесты, Церкви (Откр.19:6–9). Писание завершается картиной радостного праздника в честь объединения прибывшего Жениха и готовой к встрече Невесты: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему [Богу] славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7). Так как метафора брака предполагает спасение, вполне уместны слова ангела: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (Откр.19:9).
См. также: БРАК; ЖЕНА; ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ; МУЖ; НЕВЕСТА, ЖЕНИХ; ПИР.
Библиография:
G. P. Hugenberger, Marriage as а Covenant: A Study of Biblical Law and Ethics Covering Marriage, Developed from the Perspective of Malachi (Leiden: E. J. Brill, 1994);
G. L. Scheper, «Bride, Bridegroom», DBTEL 106–112;
S.-T. Sohn, The Divine Election of Israel (Grand Rapids: Eerdmane, 1991).