Сват, посредник
(Matchmaker, go-between)
Архетип свата – это человек, устраивающий или улаживающий дела в романтических отношениях. У умелого свата эти дела заканчиваются браком.
Первым сватом в Библии был Бог. Полагая, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18), и поскольку в процессе присвоения имен животным «для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:20), Бог создал женщину из ребра Адама. Затем Он «привел ее к человеку» (Быт.2:22), который с радостью принял ее как «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23). Это стало прототипом сватовства, сопровождавшегося соответственно установлением Богом самого института брака (Быт.2:24; признанным как изначальное установление брака в Мф.19:5; Мк.10:7–8; Еф.5:31).
Библейским персонажем, более всего похожим на традиционных сватов из любовных историй, представлена Ноеминь, прекрасно устроившая брак Руфи и Вооза (см. КНИГА РУФЬ ). Ее деятельность как свахи началась, когда Руфь вернулась после первого подбирания колосьев на поле Вооза и сказала свекрови, на чьем поле она их собирала. Ноеминь сразу поняла, какое значение это может иметь для будущего Руфи: «Благословен он от Господа» (Руф.2:20). Ее совет Руфи: «Хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками его» (Руф.2:22), – полон иронии. Исполнение своего самого смелого замысла в роли свахи – отправку Руфи ночью на гумно Вооза – Ноеминь предварила вопросом: «Дочь моя, не поискать ли тебе пристанища» (Руф.3:1), – подтвердив намерение найти Руфи мужа. За свои усилия Ноеминь получила личную награду, взяв в объятия новорожденного внука и став его нянькой (Руф.4:16).
В Библии есть и менее заметные сваты. Волевой и своенравный Самсон практически вынудил родителей устроить свой брак с женщиной из Фимнафы (Суд.14:2–3, 5, 10). Заботливые (и властные?) братья героини в Песни песней хотели надзирать за поисками мужа для своей сестры (Песн.8:8–9), но она ответила, что прекрасно справилась сама (Песн.8:10). Есть также загадочное место в истории Есфири, где намекается, что евнух царского гарема Гегай дал ей совет, обеспечивший благоволение царя (Есф.2:15). В деле с Вирсавией Давид пользовался услугами информаторов и посланников (2Цар.11:3–4).
Духовным вариантом темы сватовства является, возможно, эпизод с Иисусом и женщиной у колодца (Ин.4:1–42). Ветхозаветный архетип – встреча будущих супругов у колодца (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА). Некоторые исследователи полагают, что он служит как бы задним фоном в рассказе об Иисусе и самарянке. Умело и убедительно проведя диалог, Иисус успешно выполнил задачу приведения женщины к спасению. Так что можно сказать, что Иисус выступил в роли свата между женщиной и Богом.
Из рассмотрения этого библейского мотива можно сделать двоякий вывод. Во-первых, такой мотив укрепляет связь между библейскими рассказами и литературой в целом. В Библии показаны традиционные персонажи, например, сват. Во-вторых, тема сватовства подчеркивает реализм Библии, ибо жизненный опыт свидетельствует, что романы, заканчивающиеся браком, чаще всего получают поддержку со стороны заинтересованных третьих сторон.
См. также: БРАК; ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА; ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ.