Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Встреча у колодца

(Well, meeting at the)

В засушливом климате Ближнего Востока колодцы в течение долгого времени были естественными местами встреч. В Библии рассказывается о трех типах встреч, происходивших у колодца: это встречи людей со сверхъестественным, встречи представителей разных племен (или культур) и встречи мужчины с женщиной, что часто вело к помолвке. Примером первой ситуации может служить история из Быт.16, о епифании (богоявлении) Агари в Беэр-лахай-рои («колодец Живого, Который видит меня» или «колодец Того, Кто видит и живет»), а также встреча Иисуса Христа с самарянкой у колодца Иакова в Ин.4. Последний пример относится также к теме встречи разных народов или культур, так как иудеи обычно не знались с самарянами.

Более древний пример подобной встречи касается Моисея, бежавшего из Египта, убив человека. Он приходит в Мадиамскую землю и видит, что пастухи не пускают к колодцу семерых дочерей местного священника. Он защищает их и достает для них воду. Здесь мы видим даже не один конфликт, так как не только дочери священника Иофора встречаются с соседним племенем, но и Моисей, до того знакомый только с жизнью в Египте, сталкивается с требованиями новой культуры. Так начинается его длительное пребывание в сельских условиях, подготовившее его к роли вождя израильтян во время блужданий.

О третьем типе встреч в Библии рассказывается больше всего. У колодца мужчина мог встретить женщину, и за встречей часто следовала помолвка. Типичная сцена встречи с будущей невестой у колодца включает в себя несколько элементов, таких как прибытие странствующего мужчины (или его представителя) из далекой страны, встреча с будущей невестой у колодца, возвращение девушки домой с объявлением о случившемся, приглашение странника в родительский дом (обычно на обед) и завершение посещения помолвкой. Таковы истории слуги Авраама и Ревекки (Быт.23), Иакова и Рахили (Быт.29:1–14), Моисея и Сепфоры (Исх.2:15–22). Хотя первая встреча Вооза и Руфи произошла на поле, а не у колодца, в целом последовательность событий та же.

Условные мотивы не обязательно вымышлены: просто колодец действительно был местом, у которого собиралось общество. Современный эквивалент этой ситуации – знакомство в колледже или церкви. Символизм романтической встречи у колодца заметен: мужчина прибывает из далекой страны, что означает «необычные» отношения; извлечение воды способствует знакомству (фактически, это первый акт ухаживания), а приглашение в родительский дом указывает на принятие на более широком, семейном уровне.

Возможно, дополнительный символический оттенок присутствует в сочетании важнейших средств выживания человека на Ближнем Востоке в древности – воды и женщины. Встреча будущей супруги у колодца – сочетание обоих этих элементов.

В истории Исаака есть встречи у колодца всех трех типов, перечисленных выше. Повествование о нем связано с колодцем в Беэр-лахай-рои (Быт.24:62) и тремя другими, в названиях которых отразились этапы его спора с герарскими пастухами: Есек («спор») в Быт.26:17–20, Ситна («вражда») в Быт.26:21 и Реховоф («пространное место») в Быт.26:22.

В Новом Завете встреча Иисуса с самарянкой сочетает в себе все три типа встреч, связанных с колодцем. В богословском диспуте о подобающем месте поклонения (Ин.4:20–23) мы наблюдаем столкновение иудейской и самарянской культур. В открытом объявлении Иисуса о том, что Он – Мессия, Который все возвестит, мы видим отголоски епифании в Беэр-лахай-рои. Как встреча мужчины и женщины эта история богата оттенками смысла: она начинается попыткой женщины флиртовать с Иисусом, но потом обретает более духовное значение.

Разумеется, Иисус ведет Себя нетипично для обычного иудея, по меньшей мере, в трех отношениях. Во-первых, Его собеседница – женщина; более того, самарянка; и Иисус знает, что ее моральный облик оставляет желать лучшего. Мы можем предположить, что в ее ограниченном представлении первые слова Иисуса звучат как приглашение к плотской связи. За таким восприятием стоит не только образ колодца как места заключения помолвок, но и множество библейских упоминаний о колодце, источнике и живой воде, относящихся к сексуальным связям (см. Притч.5:15–18; Песн.4:15; Иер.2:13).

Но переломный момент в диалоге Иисуса и этой мирской женщины, которая, возможно, самым низменным образом восприняла слова Иисуса о жажде и воде, наступает, когда Иисус внезапно говорит: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин.4:16). Женщина перестает флиртовать и тут же начинает богословский спор. Где подобает поклоняться, в Иерусалиме или на горе Гаризим? Конечно, у нее есть мнение по этому поводу, но Иисус с ней не спорит. Он говорит о Боге как о Духе, поэтому место поклонения не важно. Когда наконец женщина заявляет, что Мессия разъяснит все богословские разногласия, Иисус открывает ей Свою природу.

Рассказ о встрече у колодца у Иоанна – один из наиболее талантливых рассказов такого рода в Библии. Иоанн показывает, как Иисус преодолевает многочисленные трудности понимания Его личности и истинного значения Его слов. Самарянка – одна из многих собеседников Иисуса, сначала неверно понимавших Его. Диалог самарянки с Иисусом происходит в контексте колодца как постоянного места встреч со сверхъестественным, клановых конфликтов и встреч мужчин и женщин.

См. также: ВОДА; ИСТОЧНИК; КОЛОДЕЦ; ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ; НЕВЕСТА, ЖЕНИХ.

Библиография:

L.Enslinger, «The Wooing of the Woman at the Well: Jesus, the Reader and Reader-Response Criticism», Literature & Theology 1 (1987–1988) 167–83.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle