Встреча человека с Богом
(Encounter, divine-human)
Тема встречи человека с Божеством, часто встречающаяся в эпической и мифологической литературе древности, служит основанием для одной из самых распространенных «типовых сцен» в Библии, основная мысль которой вращается вокруг встречи Бога с людьми для примирения или суда. В некоторых случаях инициатива исходит со стороны человека (исходя из предпосылки: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» [Иак.4:8]), но обычно инициатива принадлежит Богу. Происходящую в результате встречу окружает сияние Святости. Основной характеристикой встречи служит вторжение слова или явления из сверхъестественной сферы в земную. Иногда Божьим посредником выступает ангел, в других случаях божественное явление бывает прямым. В любом случае явление из трансцендентной сферы сопровождается огромным проявлением силы. Человека переполняет непреодолимое чувство необычайной важности происходящего, и он отвечает словами или делами, либо тем и другим.
Самые яркие рассказы о непосредственных встречах содержатся в первых книгах Библии, где часто ведутся диалоги лицом к лицу. Тон задан в Быт.3, где Бог, представший как строгий родитель и судья, добился от Своих непокладистых детей правды, объявил о наказании и обещал искупление (Быт.3:8–23). Затем Бог явился Каину, чтобы урезонить его и объявить приговор (Быт.4:6–15) и Ною во время событий, связанных с потопом (Быт.6–9). Начиная с призвания Авраама, встречи Бога с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом (но не Иосифом) служат вехами развития действия в Бытии (Быт.13:14–17; 15:1–16; 17:1–22; 18; 22; 26:24–25; 28:10–22; 32; 35). В ходе этих встреч в основном подтверждался завет, и хотя обычно они проходили в форме беседы, в них фактически выражалось Божье пророчество.
Аналогичную схему мы видим в эпическом повествовании Книги Исход. Здесь тоже серия встреч начинается с призвания героя (Моисея) в эпизоде у горящего куста (Исх.3:1–4:17). Когда Моисей выразил сомнение, сможет ли он быть пророком Божьего слова о суде, Бог выступил в роли наставника и инструктора (Исх.6:1–13; 7:8, 14, 19; 8:1–5). Когда народ выступил в поход, Бог неоднократно являлся Моисею (обычно в кризисных ситуациях) и давал указания относительно дальнейших действий, а также в некоторых случаях для его защиты (Чис.12; 16) или наказания (Чис.20:10–13). Самая впечатляющая встреча Бога с народом во время исхода произошла у горы Синай, где был дан закон (Исх.19:9–25; 33:1–34:35). Наиболее яркое выражение тема встречи человека с Богом получила в словах: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Для понимания сути этих встреч большое значение имеет также деталь, что лицо Моисея сияло лучами и он был вынужден носить Покрывало, которое снимал, когда «входил пред лицо Господа, чтобы говорить с Ним» (Исх.34:29–35). Жизнь Моисея оборвалась после встречи с Богом «на горе Нево, на вершине Фасги» (Втор.34:1).
Иисус Навин, преемник Моисея, тоже встречался с Богом. Формулировка «сказал Господь Иисусу» повторяется свыше десятка раз. В ходе этих встреч Бог, в основном, давал указания относительно ведения дел по завоеванию обетованной земли. Тема продолжается и в Книге Судей, где особое внимание привлекают призвание и подготовка Гедеона (Суд.6:11–7:14) и явление ангела, объявившего о предстоящем рождении Самсона (Суд.13). В 1 и 2Царств тоже рассказывается о таких встречах, начиная с призвания Богом молодого Самуила (1Цар.3) и затем по ходу описания жизни Давида, в которой посредником встреч с Богом выступает Нафан (2Цар.7; 12:1–15). С царями Израиля и Иудеи Бог встречался через Своих представителей, пророков.
Встречи Бога со Своими пророками – основная тема пророческой литературы. Формулировка «было слово от Господа» пророку (или ее варианты, например «Господь сказал») употребляется так часто, что делать ссылки на нее представляется излишним. Вместе с тем, особого упоминания заслуживают сцены Призвания пророков (Ис.6:1–8; Иер.1; Иез.1–3; Ам.7:15; Ион.1:1–2; 3:1–4). Рассказ о жизни Илии отмечен не только постоянными повелениями Бога Своему пророку выполнить те или иные поручения, но и сценой явления Бога в пустыне, когда Илия сидел под можжевеловым кустом и Бог дал ему еду и воду. За этим последовала полноценная сцена встречи, когда голос Бога явился Илии в пещере как веяние тихого ветра (3Цар.19:4–18). В последнем эпизоде подчеркивается мысль, что Бог укрепляет пророков Своими встречами с ними.
Среди всех встреч человека с Богом наиболее сильное и яркое впечатление производит голос из бури, ставший кульминационным моментом Книги Иова (Иов.38:1–40:25). Обрушив лавину риторических вопросов, Бог поменялся ролями с Иовом (который пытался обвинять Бога) и задал ему ряд вопросов, демонстрирующих высшее знание Бога и Его силу. Эти две речи, в которых упор как будто бы делался на трансцендентности Бога, вместе с тем, парадоксальным образом показывают Его имманентность – Его близость к творению и чудо провиденциального управления природой. В соответствии с двусторонним характером встреч Бога с человеком, Иов ответил со смирением, покаянием и поклонением (Иов.39:33–35; 42:1–6).
В Новом Завете воплощение Иисуса само по себе представляет собой продолжительную встречу Бога с родом человеческим, как на это указывает Иоанн в христологическом гимне, с которого начинается его Евангелие (Ин.1:1–18). Помимо этого общего принципа, следует отметить, что важное место в евангелиях занимают рассказы о конкретных встречах. Рассказы о встречах Иисуса с Закхеем (Лк.19:1–10) и самарянкой у колодца (Ин.4:1–42) можно, пожалуй, считать характерными образцами многих других историй, записанных в евангелиях. Особого упоминания заслуживает рассказ об обращении Павла (Деян.9:1–9).
Каков смысл библейской темы встречи человека с Богом? Прежде всего, в ней выражается парадигма библейского представления о реальности, суть которого сводится к тому, что Бог общается с народом и входит в жизнь людей для исполнения Своего Промысла и искупления, а также для суда. Люди не остаются сиротами во вселенной. На них направлены Божье слово и Божья забота для обеспечения их нужд на земле и в вечности. Помимо содержащихся в Библии рассказов о конкретных встречах с Богом, эта книга сама по себе служит местом встречи. Ее призыв, обращенный к читателям, обладает побудительной силой, которой нет в обычной литературе. Само чтение Библии предполагает отклик на нее.
См. также: ВИХРЬ; ГОРЯЩИЙ КУСТ; МОИСЕЙ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА.