Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Второе пришествие

(Second coming)

Термин второе пришествие в Библии не употребляется, хотя и обозначает важное событие в библейской эсхатологии. В Новом Завете говорится о возвращении Христа где-то в конце или ближе к концу человеческой истории. Оба названия – «второе пришествие» и «возвращение» – основываются на мотивах воплощения («первое» пришествие на землю) и вознесения на небо (откуда Христос возвратится на землю).

Образы второго пришествия в искусстве обычно разрабатываются по двум направлениям. В самом популярном варианте Иисус изображается на великом суде после Своего возвращения. Во втором Иисус возвращается на землю на облаках в сопровождении воинства ангелов. Этот последний образ основывается на собственных словах Иисуса (ср., напр., Мк.13:26; 14:62), которые, в свою очередь, служат истолкованием видения Даниила (Дан.7:13–14). В совокупности эти образы объединяют две основные особенности новозаветного представления о втором пришествии – его несомненность и внезапность, с одной стороны, и необходимость бдительного бодрствования – с другой.

В Новом Завете внезапный и неожиданный характер возвращения Иисуса выражается в образах вора, приходящего ночью (Мф.24:43; Лк.12:39; 1Сол.5:2, 4; Откр.3:3; 16:15); хозяина, возвращающегося после длительного путешествия (Мк.13:34–36; Лк.12:35–38, 42–48), и жениха, появляющегося среди ночи (Мф.25:1–13). Таким образом, для изображения возвращения Иисус и Его первые последователи используют примеры из повседневной жизни.

В этих примерах определенную роль, несомненно, играет образ тьмы. Очевидно, что это объясняется тенденцией связывать свет и тьму соответственно с Богом и сатаной (напр., Деян.26:18; Кол.1:13), а также отражением в них обычного хода жизни, в которой человек активен днем и спит ночью (ср. Мк.4:27). Тем самым в этих образах подчеркивается не только внезапность второго пришествия, но и необходимость постоянной готовности, что выражается в призыве бодрствовать.

Особое внимание, придававшееся мотивам неожиданности и готовности, побуждало библейских авторов в ряде случаев соединять (или по крайней мере развивать) сопутствующие метафоры. Например, Иисус придет как тать, поэтому Его последователи должны хранить свою одежду (Откр.16:15). В данном случае одежда на человеке соотносится со стойкой верностью в страданиях, подобной той, которую продемонстрировал Иисус в Своих страданиях вплоть до смерти. Со своей стороны, Павел разрабатывает метафору в другом направлении, подчеркивая, что живущие в свете христиане должны отвергать поведение, характерное для ночи (напр., пьянство, 1Сол. 5:1–8; ср. Рим.13:11–14).

При описании второго пришествия Павел использует также ряд образов, связанных с триумфом Небесного Воителя. Образ Божьей трубы (1Кор.15:52; 1Сол.4:16) напоминает призыв к битве, а картина встречи с Господом на облаках (1Сол.4:17) основывается на обычае выходить из города для приветствия воина, одержавшего победу в битве. В этой группе образов выражается мысль об Иисусе как о Божьем орудии спасения, а также о спасении как отчасти о разгроме сатаны (и всех противоборствующих Божьим целям) во вселенской войне. Разумеется, тема Небесного Воителя в привязке к возвращению Иисуса продолжается в Книге Откровение.

В представленной в Откровении картине вселенской битвы особенно выразителен образ Иисуса в роли Агнца, одерживающего победу над злом. Тем самым подразумевается, что ниспровержение зла во время второго пришествия осуществится не силой. Тогда, как это происходит и сейчас, зло будет искоренено посредством верного служения, не связанного с мирскими определениями силы и мощи. Согласно Евангелию от Луки, Иисус Сам говорил о Своем возвращении в таких категориях: по возвращении господин «препояшется и посадит их [верных], и подходя станет служить им» (Лк.12:37). Иисус, Чье земное служение можно охарактеризовать как «служение за столом» (Лк.22:24–27), по возвращении будет делать то же самое.

Наконец, неотъемлемую часть картины второго пришествия составляют особенно яркие образы. Это событие вселенского масштаба и потому связывается с природой – с катастрофическими явлениями, такими как померкшее солнце, не дающая света луна и падающие с неба звезды (Мф.24:29). Поскольку Христос придет с неба, Его пришествие ассоциируется с небом – с прибытием на облаках небесных (Мф.24:30; Откр.1:7; 14:15) и сошествием с неба (1Сол.4:16). Пришествие смогут увидеть все (Откр.1:7). Второе пришествие будет сопровождаться также проявлениями радости или ужаса – читаем, в частности, что возрыдают все племена земные (Откр.1:7) и что люди будут скрываться в пещерах и в ущельях гор (Лк.23:30; Откр.6:15–17).

См. также: АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; ВОЗВРАЩЕНИЕ; ИИСУС ХРИСТОС; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; СПУСК, СХОЖДЕНИЕ, СОШЕСТВИЕ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle