Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Спуск, схождение, сошествие

(Descent)

Образ физического спуска в Библии входит в число образов, в которых выражается направление движения. Но человеческое воображение почти всегда пользуется образами направления и в символическом смысле. В Библии, как и в таких классических христианских произведениях, как «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона, образы вертикального направления во многом исходят из предпосылки о трехъярусном строении мироздания, состоящего из неба, земли и ада. Спуск с одного из этих уровней на другой всегда остается реальной возможностью.

Большая часть библейских образов основывается на обычном человеческом представлении, что верх – это хорошо, а низ – плохо, что высокое желательно, а низкое нежелательно, что в подъеме выражается положительный процесс, а в спуске – отрицательный. Такая символика подразумевается в притче Иисуса о госте на брачном пиру, в которой Он дал совет: «Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: “друг! пересядь выше”» (Лк.14:10).

Спуск иногда связывается с опасностью и лишениями, как в случае с Иосифом и Иеремией, которых опустили в ров, или с местом заточения (Быт.37:24; Иер.38:1–13 {«в яму»}). Спасение заключается в извлечении из рва (Пс.39:3). Постыдная попытка Ионы бежать от Бога и от выполнения пророческой миссии завершилась спуском – сначала в трюм корабля, а затем в море. Песнь Ионы из глубины моря (Иона 2) построена на образах спуска, за которым последовал подъем, когда он воззвал к Богу. Почти столь же позорным, как и спуск Ионы, было падение Самсона в Суд.14, где мы пять раз (Суд.14:1, 5, 7, 10, 19) читаем, что он или его отец «спустился» {«пошел»} в Фимнафу, чтобы устроить брак с язычницей. В других метафорических образах спуска показывается изменение состояния людей или народов от получения благословения до его лишения, выражающееся в словах «низложен» или «низвержен».

В конечном счете человек спускается в шеол, преисподнюю или могилу, о чем в Библии упоминается около пятидесяти раз. Этот спуск изображается в виде впечатляющей картины схождения в преисподнюю и возвращения в прах (напр., Иов.7:9; Пс.21:30; Иез.31:17). Образ физического превращения в прах связывается со схождением в подземный мир, хотя и не вполне определенно. Так, в предсказании Иезекииля о разрушении Тира выражается метафизический взгляд: «Тогда низведу тебя с отходящими в могилу к народу давно бывшему и помещу тебя в преисподних земли... Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя» (Иез.26:20–21).

В другой группе образов сошествия заключен более положительный смысл, основывающийся на представлении о двухъярусном мироздании, в котором Бог и Его небожители находятся над землей. В данном случае схождение Бога на землю становится образом вмешательства трансцендентного Бога в человеческие дела на земле. Это сошествие сопровождается явлениями Бога Его народу, прямыми или через посредничество ангелов, как во сне Иакова (Быт.28:12; см. также Дан.4:10, 20; Мф.28:2; Откр.10:1; 18:1; 20:1). В ветхозаветном мире с его антропоморфическими представлениями вмешательство Бога в земные дела выражалось в Его «схождении» для рассмотрения бунта (Быт.11:5; 18:21), для демонстрации Своей силы (3Цар.18:38; 4Цар.1:10; 2Пар.7:1), для избавления Своих (Исх.3:8; Пс.17:10; Ис.64:1) и для наказания тех, кто заслуживает его (Мих.1:12).

Бог сходит на землю и для раскрытия откровения. Он сошел на гору Синай в сопровождении грозных природных явлений, чтобы дать Моисею десять заповедей (Исх.19:18, 20). В этом образе сошествия выражается одновременно мысль о самораскрытии (богоявлении) и о божественном снисхождении. Оба эти понятия соединяются в воплощении Христа. Говоря о Себе как о хлебе с небес, Иисус семь раз на протяжении двадцати пяти стихов называет Себя «сшедшим с небес». В данном случае образ сошествия имеет положительную окраску, символизируя исполнение божественной миссии в отношении рода человеческого, который не может спастись своими силами и чья судьба зависит от вмешательства сверхъестественной силы в земную сферу. В эсхатоне Сам Бог «сойдет с неба», и верующие поднимутся с Ним (1Фес.4:16–17), и завершением человеческой истории будет «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр.21:2).

Тема подъема и спуска занимает ведущее место в христологии Иоанна. Будучи наивысшим выражением Божьего вмешательства в земные дела, Иисус связывал Себя и Свое служение с образами схождения по лестнице во сне Иакова (Быт.28:12; Ин.1:51) и хлеба с неба (Исх.16; Ин.6:31 и далее). Эти образы показывают Христа как источник откровения и жизни. Но Иисус стал выразителем не только откровения и искупления, но и победы. Своим сошествием в преисподние места земли (1Пет.3:19; Еф.4:9–10) и Своей смертью как простого грешника Он одержал победу над грехом и смертью (1Кор.15:55). Сошествие Христа означает конечное воссоединение Бога и человечества.

Следует также особо отметить символику сошествия в связи с явлением Святого Духа. При крещении Иисуса «Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк.3:22; ср. Ин.1:32–33). Образ схождения присутствует также в рассказе о явлении Духа в день Пятидесятницы, особенно ярким этот образ делает неоднократное упоминание об излиянии Духа (Деян.2:17–18, 33). Тем самым образ схождения связывается с наделяющим силой служением Святого Духа.

Но образ сошествия трансцендентного Бога может выражать не только Его самораскрытие и наделение духовной силой, но и Божий суд над греховным человечеством. Например, «сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие» в Вавилоне (Быт.11:5). Затем Он сказал: «Сойдем же, и смешаем там язык их» (Быт.11:7). Используя то же самое слово, которое употреблено Исх.19:20 при описании явления Бога на горе Синай, Михей пишет, что «сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима» (Мих.1:12). Даже когда о схождении Бога прямо не говорится, наказание нечестивых связывается с образом сошествия. В Новом Завете Иисус увидел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18), повторив видение в Ис.14:12–20, в котором честолюбивые устремления Люцифера подняться на небо закончились его падением к погибели и низвержением в бездну (Откр.20:1–3).

См. также: АД, ГЕЕННА; ВОСХОЖДЕНИЕ, ПОДЪЕМ; ВЫСОТА; ГЛУБИНА, БЕЗДНА; КОСМОЛОГИЯ; МОГИЛА, ГРОБ, ГРОБНИЦА; НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ЯМА, РОВ, МОГИЛА, ПРЕИСПОДНЯЯ.

Библиография:

G. С. Nicholson, Death as Departure: The Johannine Descent Ascent Schema (Chico, CA: Scholars Press, 1983);

J. W. Pryor, «The Johannine Son of Man and the Descent-Ascent Motif», JETS 34 (1991) 341–351.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle