Яма, ров, могила, преисподняя
(Pit)
«Яма» могла означать просто углубление в земле, но обычно это понятие связывалось с водохранилищем или колодцем глубиной в несколько метров, высеченным в скальной породе для сбора и хранения воды. Устройство таких водохранилищ требовало немалых трудов (Втор.6:11). У водохранилищ обычно было небольшое входное отверстие в верху, в которое стекали грунтовые воды. В таком темном, сыром, каменистом и изолированном месте близкое к смерти ощущение испытывал всякий, кто имел несчастье упасть туда или оказаться там. Вслед за осознанием безвыходности положения человека быстро охватывало отчаяние.
Яма как темница. Метафора ямы как темницы основывается на действительном ее использовании в таком качестве. Освобожденное от воды водохранилище могло служить имеющимся под рукой местом заточения (Зах.9:11). Еврейское название темницы, bet habbor, буквально означает «дом во рву» (Исх.12:29). Иосиф (Быт.37:22) и Иеремия (Иер.38:6) – это, без сомнения, лишь наиболее известные среди многих узников, которых держали в темных рвах (Ис.24:22; Пс.106:10). Вода во рву могла сделать пребывание там еще более ужасным (Пс.68:2–3). Псалмопевец проводит аналогию между кажущимся молчанием Бога и неуслышанными криками уходящего в могилу (Пс.27:1; ср. Плч.3:55). Извлечение из грязного рва – яркий образ спасения беспомощного (Пс.39:3). Избавление от врагов равнозначно выводу из преисподней (подобно тому как ведро поднимают из колодца, Пс.29:2). От могилы может освободить только Бог (Иов.33:22, 28–29; Пс.15:10; 102:4; Иона 2:7). Исаия заверяет, что униженный не умрет в «яме» (Ис.51:14).
Яма как ловушка. Ямы служили ловушками для диких животных (2Цар.23:20; Иез.19:3–4), подобными тем, которые нечестивые роют для праведных (Иер.18:22). Как неосторожное домашнее животное может упасть в яму (Исх.21:33; Мф.12:11), так и распутные (Притч.22:14; 23:27), нечестивые (Притч.26:27; 28:10; Ек.10:8) или духовно слепые (Мф.15:14; Лк.6:39) не могут избежать ямы, которой они не видят. Нечестивый падает в собственную яму (Пс.7:16) или в ловушку, которую он приготовил для праведного (Пс.34:7–8; Иер.18:20). Израиль попал в яму, вырытую окрестными народами (Иез.19:8), но в конце концов враги Израиля сами обрушатся в яму (Пс.9:16; Иез.32:18).
Яма как образ отчаяния. Как образ неизбежного рока яма служит метафорой уныния и отчаяния. В образе «нисходящих в могилу» (Евр.bor, как в Пс.27:1; Притч.1:12; Ис.38:18; Иез.26:20, или sahat, Пс.29:10), «в ад» (Пс.54:16) или «в преисподнюю» (Иов.17:16) выражается безнадежность умирающего или жалкое раскаяние грешника.
Яма как могила. «Яма» служит распространенной метафорой смерти, и она часто используется для обозначения могилы. Тела иногда просто бросали в открытые могилы или рвы (Быт.37:20; 4Цар.10:14; Пс.5:10; ср. 4Цар.13:21). (В Иер.41:7 в ров бросили семьдесят человек.) В факте, что убитых «опускают в каменные рвы», отражается палестинский обычай хоронить мертвых в каменных могилах (Ис.14:19). Слова «повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями» (Плч.3:53) относятся к другому обычаю покрывать тело камнями (2Цар.18:17).
Яма как вход в подземный мир. Яма, как и могила, служит дверью в загробную жизнь. Вход в преисподнюю яма символизирует в литературе с древнейших времен. В эпической песне о Гильгамеше повествуется, что Гильгамеш по приказу богов вырыл яму, чтобы дух его умершего друга вышел из подземного мира (Tablet 12.78; ANET, 98). Гомер рассказывает, что Одиссей выкопал ров, чтобы получить доступ к духам и вопросить умершего провидца («Одиссея», 11:23). (Вергилий пишет, что Эней воспользовался пещерой для встречи с подземными духами: «Энеида», 6.237.) Вера, что духи мертвых обладают мудростью и способностью проникновения в будущее и этим можно воспользоваться с помощью некромантии, была в Средиземноморье повсеместным культурным явлением. Считалось, что в ночных некромантических ритуалах ямы позволяли подземным божествам быстро выходить на поверхность и давать откровения. Женщина из Аэндора, взявшаяся получить прорицание для Саула от умершего провидца Самуила, увидела «духов» (ʾelohim) и выходящего из земли «мужа престарелого» (1Цар.28:13–14; ср. Ис.14:9). Саул разговаривал с духом. В таких случаях доносился лишь слабый звук, как «из-под праха» (Ис.29:4).
Обычай вопрошать мертвых считался омерзительным подражанием язычникам (Втор.18:11), тем не менее он был фактом израильской жизни с домонархического до послепророческого периода. За это порицался Манассия (4Цар.21:6). Исаия пишет об идолопоклонниках, сидевших в гробах и проводивших ночь в потаенных местах (Ис.65:4), и задается вопросом: «Спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис.8:19). По древним представлениям, «дуновения» из пещер, журчание источников и свист из отдушин красноречиво свидетельствовали о духах, живущих под землей, не говоря уже о тех, которые выходят из могил. Несмотря на власть, которой они обладают сейчас, эти подземные хтонические силы (katachthonioi, «подземные силы») в конечном счете преклонятся пред именем Иисуса (Флп.2:10).
Яма как ад. Яму как собственно ад от ямы как могилы и затем ямы как входа в подземный мир отделяют всего несколько шагов. Амос делает гиперболическое предположение, что, если копать достаточно глубоко, можно добраться до преисподней (Ам.9:2). Загробная жизнь, как и яма, которая ее символизирует, изображается мрачной и бездонной (Пс.87:7), страшной (Пс.39:3) и грязной (Иов.9:31). Из могилы нельзя уже славить Бога (Пс.29:10). Праведный не будет знать покоя, пока Господь не выроет яму нечестивому (Пс.93:13).
В кумранской литературе характеристика «сыны преисподней» относится к человеческим пособникам дьявола (1QS 5.10; 8.12; 9.20). В эсхатологическом смысле яма как бездна служит прибежищем зверя (Откр.11:7). Ад со своими мрачными ямами станет конечным местом заключения Аполлиона, ангела бездны (Откр.9:11), и падших ангелов (Лк.8:31; 2Пет. 2:4). Представление, что в загробный мир попадают, пройдя через воду (ср. река Стикс), выражается в пересказе Павлом Втор.30:13: «Кто сходил бы для нас за море?» – «Кто сойдет в бездну?» (Рим.10:7).
Яма. В некоторых случаях «Яма» (в NRSV это слово пишется с прописной буквы более 25 раз) служит выразительным образом, в котором сочетаются несколько вышеупомянутых категорий. Эти образы основываются на буквальных понятиях шеола или могилы, но приобретают дополнительное значение ада в буквальном и метафорическом смысле. «Сойти в могилу» значит не только испытать физическую смерть, но и опуститься на нравственное и психологическое дно. В Пс.102:4, например, поэт прославляет факт, что Бог «избавляет от могилы жизнь». Хотя это может относиться прежде всего к сохранению физической жизни, душа избавленного может засвидетельствовать о множестве духовных и нравственных «ям», от которых ее уберегла христианская вера.
См. также: АД, ГЕЕННА; ВОДОЕМ, ВОДОХРАНИЛИЩЕ; ГЛУБИНА, БЕЗДНА; МОГИЛА, ГРОБ, ГРОБНИЦА; НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ТЕМНИЦА, ТЮРЬМА.
Библиография:
Н. A. Hoffner Jr, «Second Millennium Antecedents to the Hebrew ʾob», JBL 86 (1967) 385–401;
A. Jeffers, Magic and Divination in Ancient Palestine and Syria (Leiden: E. J. Brill, 1996) 167–181;
N. J.Tromp, Primitive Conceptions of Death and the Nether World in the Old Testament (Rome: Pontifical Biblical Institute, 1969) 66–71.