Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Темница, тюрьма

(Prison)

В Библии темница достаточно часто упоминается как место наказания, но заключение не предусматривалось в Моисеевом законе, и в древнем Израиле не существовало тюрем в современном смысле для долговременного лишения свободы. Вместе с тем, уголовные наказания в виде рабства и тюремного заключения были достаточно известной частью карательной системы на древнем Ближнем Востоке, поэтому авторы вполне могли пользоваться темницей как выразительным образом.

Иногда в темницу бросали несправедливо (напр., Быт.39:20; Иер.37:18), в других случаях заключение основывалось на положениях закона (напр., 4Цар.17:4; Езд.7:26). Поскольку узника могли держать в темнице бесконечно долго, освобождение рассматривалось как Божье благословение и как ответ на молитву (Пс.67:7; 78:11; 106:10–16).

В некоторых местах бывает трудно определить, о темнице в буквальном или переносном смысле идет речь. Например, Давид не был, строго говоря, в темнице, когда молился: «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс.141:7), – а, несомненно, имел в виду свое личное положение в это время (ср. Пс.65:11; Ис.42:22; Зах.9:11). В ряде случаев темница служит выразительным образом чего-то или кого-то, ограничивающего свободу человека. Поэтому она связывается с уловками беспринципной женщины (Ек.7:26), с несправедливыми делами (Ис.58:6) или с лишением возможности к отступлению (1Цар.23:7). Иезекииль использует образ темницы для изображения плененного льва, символизирующего израильского царя (Иез.19:9), а апостол Павел противопоставляет собственные узы свободе Божьего слова (2Тим.2:9): несмотря на его заключение, Благая Весть распространяется.

Апостол пользуется также образом тюремного заключения как символом падшего духовного состояния. «Писание всех заключило под грехом», – пишет он (Гал.3:22). Он чувствует, что не в состоянии освободиться от закона греха в самом своем естестве (Рим.7:23), и делает вывод, что сделать это для него может только Бог. Это придает особый смысл пророчествам Исаии о Том, Кто освободит узников из темницы (Ис.42:7; 61:1), то есть предсказанию, которое исполнилось в Иисусе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18–19). Смерть как ад, как место заключения мертвых изображается темницей, ключи от которой у Христа (Откр.1:18; см. АД, ГЕЕННА). Такой же смысл как будто бы имеет ответ Иисуса на исповедание Петра, в котором Он говорит о «вратах ада» (Мф.16:18), хотя здесь образ связывается с городом.

В других случаях, однако, темничным стражем изображается Бог, от Которого нет избавления (Плч.3:7). Иову напомнили о тщетности сопротивления Богу, и он признал это: «Если Он пройдет и заключит кого в оковы... то кто отклонит Его?» (Иов.11:10; см. также Иов.12:14; см. КНИГА ИОВА). В этом смысле совет Иисуса быстро мириться со своим соперником, пока вы не оказались в темнице, выглядит не просто советом, касающимся общественных отношений (Мф.5:25–26; Лк.12:58–59). В нем подчеркивается необходимость Примирения с Богом, пока еще это возможно.

Этот образ приобретает особый смысл, когда он относится к суду над духовными существами, в том числе над сатаной (Ис.24:22; 2Пет. 2:4; Иуд.1:6; Откр.20:1–3, 7). Загадочное упоминание Петра о духах, которых Христос посетил в темнице (1Пет.3:19), стало предметом различных интерпретаций: от духов, никогда не слышавших Благой Вести, до непокорных духовных существ, заключенных в темницу до Потопа (2Пет.2:4; Иуд.1:6). В отношении точного смысла этого стиха единого мнения нет.

См. также: ГРЕХ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИСТОРИИ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ; РАБ, РАБСТВО; СМЕРТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle