Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Преступление и наказание

(Crime and punishment)

Тема преступления и наказания составляет целый раздел в мировой литературе, и можно было бы заведомо предположить, что она занимает важное место в такой Книге, как Библия, в которой проблеме зла и его последствий уделяется столь большое внимание. Рассказы о преступлении и наказании следуют обычно простой схеме: предпосылки, совершение и последствия преступления, то есть что его вызвало, как оно было совершено и к чему оно привело. Логика в этих повествованиях неизменная и безупречная: что человек посеет, то и пожнет. В литературных произведениях этот принцип служит выражением так называемой авторской нравственной оценки (позиции). Следует отметить, что в Библии преступление не всегда бывает гражданским; чаще всего это нарушение Божьего нравственного закона.

Первый библейский рассказ, служащий прототипом рассказов о преступлении и наказании, – история о грехопадении (Быт.3). Преступление заключалось во вкушении запретного плода. Его предпосылкой было коварное искушение Евы змеем (который в других местах Библии отождествляется с сатаной). Большая часть рассказа посвящена наказанию этого преступления – Бог вошел в сад как Судья и наложил проклятие на всех трех действующих лиц этой драмы, а затем изгнал Адама и Еву из Едемского сада.

Наиболее полное выражение эта тема нашла в рассказе о Каине и Авеле (Быт.4:1–16). Здесь повествование основывается на предпосылке совершения преступления из карьерных побуждений. Мы последовательно читаем о семье преступника, его профессиональных занятиях и религиозной среде (Быт.4:1–4), мотиве преступления (Быт.4:4–5), наставлении преступника (Быт.4:6–7), обстоятельствах преступления (Быт.4:8), аресте, суде и приговоре (Быт.4:9–12), обжаловании приговора преступником (Быт.4:13–14), изменении меры наказания судьей (Быт.4:15) и результатах приговора – Каин стал первым преследуемым чувством вины скитальцем в мире (Быт.4:16).

Прочитав эти два первых рассказа о преступлении и наказании, мы уже не можем забыть о них в ходе дальнейшего библейского повествования. Когда велико стало «развращение человеков на земле» и «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5), Бог наказал их всемирным потопом. Далее Книга Бытие превращается в своего рода небольшую антологию рассказов о преступлении и наказании – Лот и его семья наказываются за неблагоразумное перемещение в Содом (который был наказан Богом за нечестие ниспосланием на него огня и серы); Авраам и Сарра наказываются, за казалось бы, целесообразный поступок – приобретение ребенка от Агари; Иаков наказывается за своекорыстное отношение к Исаву; Исав же наказывается за пренебрежение духовными благами, которые предоставляло ему право первородства; братья Иосифа поплатились за преступление, совершенное против него.

В эпическом повествовании Исхода тоже есть эпизоды, где говорится о наказании, обычно в виде Божьего сверхъестественного вмешательства в земные дела. Ожесточение сердца фараона было наказано десятью казнями, закончившимися его смертью. Преследовавшая израильтян египетская армия погибла в Красном море. В Моисеевом законе на всем протяжении Пятикнижия неоднократно повторяется мысль о необходимости соблюдения Божьих предписаний и о наказании за их невыполнение. Мольбы народа о мясе в сочетании с ропотом были наказаны язвой (Чис.11), а брошенный Мариамью вызов власти Моисея – временной проказой (Чис.12). Моисея также постигло наказание за гнев, самомнение и гордость, когда он ударил по скале жезлом (Чис.20:1–13) – Бог лишил его права войти в обетованную землю; малодушие израильского народа было наказано нашествием ядовитых змей (Чис.21:4–9); бунт Корея, Дафана и Авирона быстро закончился их смертью (Чис.16). На национальном уровне постыдный ропот израильтян и особенно их десятикратное искушение Бога (Чис.14:22) привели к сорокалетнему странствию их по пустыне, пока не умерло непослушное поколение.

Тема преступления и наказания в исторических ветхозаветных книгах, начиная с Судей, слишком обширна, чтобы стать предметом документального рассмотрения. Общая схема применительно как к народу, так и к его лидерам представляет собой цикл, состоящий из фаз отступничества, бедствий (посылаемых как наказание от Бога), покаяния и избавления. Эта схема показывает искупительный характер конечных целей Бога, но одновременно в теме преступления и наказания выражается трагическая сторона событий. В рамках такого общего развития ветхозаветной истории на память приходят конкретные рассказы о преступлении и наказании: алчность Ахана; безрассудная самонадеянность, чувственность и слабоволие Самсона; непослушание Саула; совершенные Давидом прелюбодеяние и убийство; мерзкая жизнь и мерзкая смерть Иезавели; необдуманное воровство слуги Елисея Гиезия, наказанного проказой; падение по воле Божьей таких языческих правителей, как царь Тира, Навуходоносор и Валтасар. Над всем этим возвышается картина пленения Израиля и Иудеи после печальной истории несоблюдения Божьего завета.

В Новом Завете примеров и образов преступления и наказания меньше, чем в Ветхом, но, вместе с тем, в нем получило полное выражение учение о вечном наказании в аду всех, кто отвергает Христа. Речи и притчи Иисуса наполнены яркими образами: лучше войти в вечную жизнь слепым и без конечностей, чем всему телу быть ввергнутым в геенну (Мф.5:27–30); безрассудная попытка построить дом (жизнь) на песке приводит к великому падению (Мф.7:24–27); пять не подготовившихся дев навсегда исключены из числа участников свадебного пира (Мф.25:1–13); лукавый и ленивый раб брошен «во тьму внешнюю» (Мф.25:15–30); козлы будут отделены от овец и на суде «пойдут в муку вечную» (Мф.25:31–46); те, кто повседневные заботы ставит выше мессианского пира, не получат спасения (Лк.14:15–24); богач наказан в загробной жизни за отсутствие сострадания в этой жизни (Лк.16:19–31).

В Новом Завете есть и несколько других примеров. Иуду постиг ужасный конец после предательства Иисуса (Мф.27:9–10; Деян.1:18–20). Лицемерный обман Анании и Сапфиры привел к их скорой смерти (Деян.5:1–11). Когда Ирод Агриппа I пожелал стать божеством, «Ангел Господень поразил его... и он, быв изъеден червями, умер» (Деян.12:21–23).

Книгу Откровение тоже можно читать в ином свете, если не упускать из виду тему преступления и наказания. Преступление заключается в отвержении бесовским и человеческим мирами Христа и в распространении ими зла. Основные образы преступлений рода человеческого подпадают под четыре категории – переход на сторону зла против Христа, борьба со Христом, преследование христиан и исключительное внимание к своим эгоистическим коммерческим и материалистическим интересам в ущерб духовным вопросам (Откр.18). Наказание совершается в несколько этапов в виде последовательного Божьего наказания мира зла, достигающего апогея в низвержении сатаны и нечестивцев в озеро огненное. При описании наказания в Откровении преобладают образы физических катаклизмов и страданий на вселенском уровне (землетрясения, град, огонь, превращение воды в кровь, тьма, саранча), международном уровне (войны и голод, Откр.6:1–8) и личном уровне (на людей посылаются язвы, их жжет солнце, они кусают языки от страданий, Откр.16:10).

См. также: ЗЛО; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; ОТПАДЕНИЕ ОТ НЕВИННОСТИ; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; ПРОКЛЯТИЕ; СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ; ВОР, ТАТЬ; ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ; УБИЙСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle