Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Зло

(Evil)

В Библии показана история зла – его происхождение, борьба с добром и конечное поражение от рук неизменно благого Бога. Будучи неотъемлемой частью истории от начала до конца, зло последовательно проявляется в широком наборе библейских образов. В основном природа и дела зла выражаются в Писании через следующие образы: 1) света и тьмы, 2) направления, 3) преследования, 4) сельского хозяйства, 5) тела и 6) повседневной домашней жизни. При всех своих различиях эти образы изображают зло как недопустимое искажение добра.

Зло и добро: тьма и свет. В Писании зло неизменно соседствует с добром и противостоит ему. Коренное различие между ними раскрывается уже в Быт.2:9 при первом упоминании о дереве познания добра и зла. С одной стороны, есть источник всякого добра – вечно благой Бог, сотворивший все сущее «хорошим весьма» (Быт.1:31); с другой стороны, есть все то, что противоборствует совершенной природе Бога и Его делам. Адам и Ева стали выразителями этого водораздела в роде человеческом, когда воспротивились воле Бога и затем познали добро и зло (Быт.3:22). Вся история взаимоотношений человеческих существ с Богом развивается в контексте этого противостояния добра и зла, например, когда люди любят больше зло, нежели добро (Пс.51:5) или зло называют добром, а добро злом (Ис.5:20). Пророки призывают Божий народ возненавидеть зло и возлюбить добро (Ам.5:15), а в Евр.5:14 «совершенными» названы те, кто «приучены к различению добра и зла».

Поэтому в Библии зло чаще всего показывается не изолированно, а в связи с добром, то есть с Богом. Бог обращает лицо против зла и делающих зло (Пс.33:17; Иер.23:30). Благость Бога первична; зло противостоит Его благости, и в этом противостоянии природа зла выражается лучше всего.

Противостояние зла добру в Библии изображается с помощью образов тьмы и света. С добром и Самим Богом свет связывается с самого начала, когда Бог Своим словом произвел свет, увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. Тьма, напротив, противодействует свету и добру и часто изображается отчужденным от Бога миром зла. В Иов.34:22 говорится о беззаконниках, тщетно пытающихся укрыться от Бога во тьме и в тени смертной. Во тьму этого мира пришел свет Иисуса Христа, но «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.1:4–5; 3:19–20). «Народ, ходящий во тьме», – греховный народ, который «увидит свет великий» обещанного Христа (Ис.9:2).

Сияние света во тьме символизирует не только изначальное творение, не только пришествие Христа, но и искупление конкретных людей от зла греха и от смерти. «Вы были некогда тьма, – писал Павел ефесянам, – а теперь – свет в Господе» (Еф.5:8).

Образы направления. Противостояние зла добру изображается также в Писании посредством образов направления движения. Добро – определенный свыше путь и направление движения к Богу, свету и жизни, зло же ведет в противоположную сторону, к тьме и смерти. Давид в своей последней песни радуется, что он «хранил пути Господа и не был нечестивым пред Богом» (2Цар.22:22).

Образ направления движения, даже в географическом смысле, присутствует на всем протяжении Ветхого Завета. О необходимости «уклоняться» от зла часто говорят как Давид и Соломон, так и пророки (Пс.17:22; 33:15; 36:27; Притч.13:19; Иер.18:11; 25:5; Иез.33:11). Люди изображаются путешественниками, выбирающими направление движения: либо по «пути зла» (Иов.22:15; Пс.118:101; Притч.28:10), либо по «пути праведных», уводящему от зла (Притч.16:17). В Новом Завете образ направления движения разрабатывается менее последовательно, отчасти, быть может, потому, что Иисус Христос уже пришел и сказал: «Я есмь путь» (Ин.14:6). В лице абсолютно праведного Сына Божьего путь от зла к Богу нашел ясное выражение. Пролитая Им Кровь открыла «путь новый и живой» для приближения к Богу (Евр.10:19–22). Когда Павел говорит о тех, кто «не покоряются истине, но предаются неправде», мы понимаем, что он имеет в виду отвергающих Иисуса Христа и отвращающихся от Него, Который есть единственный путь к Богу (Рим.2:8). Когда Павел наставляет Тимофея избегать похотей и держаться правды, мы понимаем, что он направляет сердце молодого человека на путь от мира ко Христу (2Тим.2:22).

Образы преследования. В совете, который Павел дал Тимофею, находят выражение уже рассмотренный образ направления движения и еще один: образ зла как преследования. Злые дела и носители зла предстают в виде агрессивных преследователей человеческих душ, стремящихся «уловить» их в свои сети (Притч.5:22). Зло «уловляет» беззаконников, а нечестивый «уловляется грехами уст своих» (Притч.11:6; 12:13). Часто мы видим, что в ловушку попадает тот самый нечестивец, который ее расставляет: «Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму» (Притч.28:10). В следующей главе злой человек попадает в сеть своего греха (Притч.29:6). В молитве Давида о «воздаянии» его врагам мы видим аналогичную ироническую картину зла, переносящегося с преследуемого на преследователя (Пс.53:7). Предупреждая Каина, чтобы тот усмирил зло в своем сердце, Бог метафорически изображает зло чудовищем, «лежащим» у двери Каина и готовым уничтожить его (Быт.4:7).

Преследование чаще всего заканчивается смертью: кажется вполне логичным, что в конце концов зло (персонифицированное) «убьет грешника» (Пс.33:22). В самом процессе преследования, пленения и умерщвления подразумевается не только охота, но и борьба, даже война. В Писании зло изображается сильным противником, который угрожает смертью, но в конце концов сам будет «поглощен» Богом (Ис.25:8). В Библии олицетворением этого противника служит прежде всего сатана, «лукавый» – главный враг Бога (Мф.6:13; 13:19; 1Ин.2:13–14). В то же время противником предстает и зло само по себе, в любой форме противостоящее добру и пытающееся его погубить и уничтожить.

Сельскохозяйственные образы. Образы зла, а также разрушения и смерти, которые оно влечет за собой, в Писании показаны на примерах не только преследования и борьбы, но и вполне обыденного сельскохозяйственного мира. Распространение влияния зла на все стороны жизни падшего мира демонстрируется с помощью множества разных библейских образов. В сельскохозяйственной символике зло чаще всего проявляется в виде безобразных, нежелательных или вредных растений, таких как терние (2Цар.23:6–7), трава (Пс.91:8), остатки соломы на поле (Мал.4:1) и плевелы (Мф.13:37–43). В каждом из этих четырех случаев речь идет о людях, предавших себя злу. В показанных картинах не только раскрываются злые дела этих «делателей зла», но и показывается конец, к которому такие люди придут: терние (нечестивые) будет «выброшено» и «сожжено». Беззаконники, возникающие и цветущие как трава, «исчезнут на веки». Солома, символизирующая надменных и нечестивых, будет «попалена» огнем в день суда, и не останется ни корня, ни ветвей. Наконец, в рассказе Матфея Иисус Сам объясняет символику, называя плевелы «сынами лукавого», посеянными дьяволом, которых Божьи ангелы соберут и бросят в огонь. С другой стороны, злу противопоставляется добро: у Матфея «доброе семя» символизирует «сынов Царствия», посаженных Иисусом Христом, «Сыном Человеческим», которым суждено навеки «воссиять, как солнце» вместе с Богом.

Для раскрытия нравственных законов, касающихся добра и зла, в сельскохозяйственных образах используются также причинно-следственные связи, существующие в природе. Друг Иова Елифаз, хотя и безосновательно применяя этот принцип к Иову, справедливо заметил, что сеявшие зло в конце концов пожинают его (Иов.4:8): зло приносит разрушение и смерть. Пророк Осия обвиняет Божий народ в том, что он возделывает нечестие, тем самым пожинает зло и ест плод лжи (Ос.10:13). Поэтому он призывает израильтян: «Сейте в себе правду – и пожнете милость» (Ос.10:12). В Писании проявления зла показаны не как какие-то случайные факты, не имеющие причины или последствий; зло проистекает из сопротивления Богу и приводит к пагубным результатам: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7–8). Хорошо известное учение о сребролюбии как о «корне всех зол» тоже связано с земледельческими образами, показывающими неизбежное развитие зла: из семени к корню, затем к растению и, наконец, к плоду.

Образы тела. Лишь в немногих случаях зло в Писании показывается независимым от его исполнителя или носителя. Иов сетовал, что когда он «чаял добра, пришло зло» (Иов.30:26). В современных же представлениях проявляется тенденция рассматривать зло как более самостоятельное и абстрактное понятие. Что касается Иова, он мог говорить так, потому что не знал о небесных носителях зла, которых он не слышал и не видел. В подавляющем большинстве библейских упоминаний о зле оно связывается с определенным посредником, будь то человек или нет. А коль скоро в большинстве случаев его носителем выступает человек, не удивительно, что мы видим целую серию образов, в которых зло отождествляется с различными частями человеческого тела.

Например, зло часто связывается со ртом: «под языком» нечестивого зло {«мучение»} и пагуба (Пс.9:28), его уста «изрыгают зло» и «глотают неправду» (Притч.15:28; 19:28), он закусывает себе губы и «совершает злодейство» (Притч.16:30). Губы, в частности, изображаются питающими, выплевывающими или скрывающими намерения злого сердца.

В Притчах и в целом в Писании центральное место занимает образ сердца. Зло в конечном счете завладевает этой символической сокровенной частью человеческого тела, и из него извергаются либо вопиющее зло, либо лживые слова и дела. Что такое «пламенные уста и сердце злобное»? Они как «нечистым серебром обложенный глиняный сосуд», отмечается в Притч.26:23, где автор использует характерное и совершенно ясное сравнение из повседневной жизни. Как в Ветхом, так и в Новом Завете сердце последовательно изображается местом, откуда добро или зло управляют человеком. Иисус учил, что человека не может осквернить никакая пища, входящая в его желудок; нечистым его делают злые помыслы, исходящие из сердца (Мф.15:16–20; Мк.7:17–23).

Глаза тоже показывают присутствие или отсутствие в человеке зла. Злыми Исаия называет людей, чьи «глаза направлены на зло» (Ис.29:20 {«поборники неправды»}). Праведник же, напротив, «закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» (Ис.33:15). Вместе с тем, в большинстве образов, в которых глаза связываются со злом, предполагается, что мы должны представить себе глаза Бога, Который в Своей святости и всеведении совершенно ясно видит всякое добро и зло. В исторических книгах Ветхого Завета, в частности, содержится свыше сорока упоминаний о тех, кто «делал злое пред очами Господа». По словам Аввакума, «чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния» (Авв.1:13). Символика глаз предлагает одно из лучших образных пониманий зла: зло – это то, что выглядит оскорбительным для очей святого Бога. Бог смотрит на зло, как пишет Аввакум, но с целью искупления покаявшихся и наказания непокаявшихся. Подобно мудрому царю из Притч.20:8, Бог «разгоняет очами Своими все злое». Если бы Бог не смотрел на него, зло не было бы злом. Когда Бог говорит, что Он обратит очи Свои на непокаявшихся «на беду им, а не во благо», здесь ясно имеется в виду, что не от Него изойдет какое-то зло, а что перед лицом Его святости нечестивцев постигнет гнев и суд: неизбежным конечным результатом творимого ими зла станет полное отделение от Бога (Ам.9:4).

Образом активного зла в действии служат руки (Иов.8:20; Пс.70:4; 124:3; Ис.56:2; Иер.23:14; Мих.7:3). Рука Бога никогда не связывается со злом, более того, во всех случаях образ руки зла приобретает истинное значение при его противопоставлении руке Бога, которая на всем протяжении Писания символизирует Его праведное и любящее отношение к Своему творению. В образах уст, сердца, глаз, рук и ног (Притч.4:27; 6:17–18) Библия рисует живой и наглядный портрет зла, яркие картины, которые читатели не могут не понять.

Образы, связанные с повседневной жизнью. Последнюю группу образов можно было бы назвать «все остальное». Вместе с тем, свойства образов, присущие этому ряду, связывают их с конкретными повседневными заботами и тем самым побуждают причислить их к одной категории обычных домашних дел. Эти образы особенно близки семейной и домашней жизни, и в них показывается, как зло может распространяться на все стороны человеческой жизни.

В Ветхом Завете зло изображается порой гостем, пришедшим в дом или обитающим «в шатрах твоих» (Иов.11:14). Давид осуждает своих врагов, «ибо злодейство в жилищах их». В Притч.17:13 говорится, что зло не отойдет от дома того, кто за добро воздает злом: зло – это гость, который хочет обосноваться навсегда. Этот образ указывает не только на нежелательность приема неподходящего гостя, но и на ответственность человека, который принимает у себя такого гостя и развлекает его.

Зло находит выражение и во многих других образах повседневной жизни: очищения от грязи (Притч.20:30 {«врачевство против зла»}; Иер.4:14), рождения или зачатия (Иов.15:35; Пс.7:15; Ис.59:4), питья и еды (Втор.12; 14; 17; Иов.15:16; 20:12; Притч.19:28). Наконец, во многих случаях для изображения порочности зла используется обычный пример отплаты злом за добро: сначала совершается доброе дело, а затем зло извращает его и пытается «воздать злом за добро» (Пс.34:12; 37:21; 108:5; Притч.17:13; Рим.12:17; ср. 1Пет.3:9).

Во всех библейских образах зла так или иначе указывается путь к добру. В любой тьме сияет свет; направление выбрано ошибочно, если оно уводит от правильного пути; преследуемый, убегающий от преследователя, который заманивает его в ловушку, чтобы убить его, попадает в руки Того, Кто спасает и дает жизнь; терния и плевелы сравниваются с другими растениями, от которых они сильно отличаются и которым они могут повредить; человеческое тело, в различных частях которого находит выражение зло, искажено по сравнению с его образом в Едемском саду и дает нам возможность признать Спасителя, пришедшего к нам во плоти. Все эти библейские образы раскрывают нам историю развития добра и зла и постоянно указывают на единственного благого Бога, Который есть начало и конец истории.

См. также: АНТИХРИСТ; БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУХИ; ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ; ГРЕХ; ГУБЫ, УСТА; ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ; ЛОВУШКА; ОХОТА; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ; РОТ, УСТА; РУКА; САТАНА; СЕРДЦЕ; СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ; ТЕЛО; ТЬМА, МРАК; УХО, СЛУХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle