Рот, уста
(Mouth)
Уста – один из самых распространенных библейских образов, встречающийся свыше трехсот раз. В буквальном смысле это входное отверстие во внутреннюю полость. Такого рода отверстия есть в колодцах (Быт.29:2–3), мешках (Быт.42:27), пещерах (Нав.10:18) и корзинах (Зах.5:8). Аналогичным образом рот представляет собой отверстие в человеческом теле. Однако гораздо чаще образ рта используется в метафорическом смысле как выражение внутренней сущности человека, как окно, сквозь которое можно увидеть душу. Как содержимое сосуда можно рассмотреть через его горлышко, так и сердце человека раскрывается через его уста.
На физическом уровне уста служат метонимией речи человека. При назначении Аарона представителем Моисея Бог сказал: «Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его... Итак он будет твоими устами» (Исх.4:15–16). Во время призвания Исаии к пророческому служению доносить Божье слово сомнения Исаии относительно того, что он «человек с нечистыми устами» (Ис.6:5), были развеяны серафимом, прикоснувшимся к его устам горящим углем с жертвенника (Ис.6:6–7). В псалмах-жалобах уста неоднократно изображаются дурными, символизирующими такие грехи, как обман (Пс.5:10; 143:8) и надменность (Пс.16:10; 72:9 – при обличении злословия используются обычно образы уст и языка). Соответственно молчание или прекращение разговора выражаются с помощью образа закрытых уст (Пс.38:10; Ис.52:15).
Но уста – не только носители речи. В таких местах, как Нав.1:8, они связываются с мышлением и познанием: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (ср. Втор.30:14). В основе таких высказываний лежит практика запоминания текста путем его повторения.
Уста нередко символизируют нравственную сущность. При пророческом призвании Исаии серафим прикоснулся к его устам горячим углем и сказал: «Беззаконие твое удалено от тебя», – очищение уст символизировало внутреннее очищение (Ис.6:7). Иисус подчеркивал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11).
В еврейской поэзии слова уста и сердце нередко употребляются в параллельных синонимических конструкциях, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34). Давид молился: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи» (Пс.18:15). В Рим.10:10 Павел тоже проводит аналогию между исповеданием и спасительной верой: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
Внутренние эмоции тоже раскрываются устами. Бог «вложил в уста мои новую песнь», – говорит Давид, выражая радость избавления (Пс.39:4; 62:6). Во всех таких местах уста символизируют когнитивное, нравственное или эмоциональное состояние.
В обществах с устными традициями словесные заявления носили обязательный характер – к клятвам или свидетельским показаниям следовало относиться со всей ответственностью. Преступника можно было признать виновным «при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей» (Втор.19:15), а при принесении клятвы в храме нельзя было «торопиться языком» (Ек.5:1). Негативные общественные последствия лжесвидетельства делают «уста нечестивые и уста коварные» излюбленным объектом обличения в псалмах (напр., Пс.34:21; 108:2). Кроме того, лживые уста в искаженном виде представляют внутреннюю сущность человека, и именно это побудило Иеремию выразить сожаление, что Бог близок в устах иудеев, но далек от сердца их Иер.12:2; см. Ис.29:13). Праведный должен не лжесвидетельствовать, а выступать в защиту угнетенных. «Открывай уста твои, – говорил Лемуил, – для дела бедного и нищего» (Притч.31:8–9), а Павел настоятельно побуждал: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания» (Еф.4:29).
Поскольку уста раскрывают внутреннюю сущность личности, мудрый человек проявляет осмотрительность в словах. «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою», а «язык глупого – гибель для него» (Притч.13:3; 18:7). Эта осмотрительность была отчасти связана с общественным положением, ибо согласно обычаю человек не мог разговаривать с более высоким по рангу. Иов вспоминал дни, когда перед ним князья «персты полагали на уста свои», и то же самое Иов считал обязательным для себя в присутствии Бога (Иов.29:9; 39:34). Восстановление Израиля пророки изображали как время, когда «цари закроют пред Ним уста свои» (Ис.52:15; Мих.7:16). Павел заимствовал этот образ для характеристики подчиненного положения нарушителя закона: «Заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим.3:19). Раскрывая внутреннюю сущность, уста тем самым демонстрируют мудрость или безрассудство и занимаемое положение.
См. также: ГУБЫ, УСТА; ЯЗЫК.