Рост
(Grow, growth)
Образ роста связывается с народом Израиля, с отдельными людьми и с правителями. Хотя в Писании этот образ занимает видное место, он не играет такой первостепенной роли, как в современной западной культуре. В Писании люди возрастают в познании и добродетелях, но более выпукло представлены метафорические образы, связанные с дисциплинарным воздействием, приданием определенных качеств, формированием и необходимостью послушания.
Через пророка Исаию Бог сказал о народе Израиля, что он есть «отрасль насаждения Моего» (Ис.60:21). Несмотря на это, Израиль не проявлял верности Богу; и это тоже изображается с намеками на образы роста: «Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» (Иер.2:21). Но даже в таком случае израильтяне могли вернуться к Богу. Именно об этом Господь сказал через Осию, когда Израиль вернулся, стремясь получить прощение: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, – и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом – и расцветут, как виноградная лоза» (Ос.14:6–8).
Благочестивый человек изображается «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» (Пс.1:3). Здесь мы видим образ дерева, которое плодоносит благодаря сильным корням и хорошему орошению. Та же мысль выражена в Пс.91:13–16 и в Иер.17:7 и далее. Смысл сравнения в этих местах заключается в том, что силы и плодоносности в духовной сфере можно достичь только упованием на Бога, радостным исполнением законов Господа и праведной жизнью.
В этих образах показаны всевластие и сила Бога в смысле восстановления, но, в то же время, ответственность человека давать положительный отклик на Божьи дела. Еще одна отличительная черта ветхозаветного учения состоит в том, что рост и закат силы правителей находятся под контролем Бога. Исаия говорит, что Бог «обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому» (Ис.40:23–24).
В Новом Завете образ роста используется по-разному. В Нагорной проповеди Иисус подчеркивает факт, что все прекрасные растения сотворены Богом: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут» (Мф.6:28). Иисус призвал учеников не заботиться, но искать прежде Царства Божьего и праведности (Мф.6:31–34). Если Бог так хорошо одевает недолговечные растения, то тем более позаботится о тех, кто следует за Ним.
Среди притчей о Царстве есть несколько, где речь идет о семенах и росте. В притче о сеятеле семя связывается со «словом о Царствии» (Мф.13:19) или со словом Бога (Лк.8:11). Объяснение Иисуса касалось вопроса, произрастет ли семя, и если произрастет, то насколько успешным будет рост. Например, ростки могут не выжить, или же они могут подавляться «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк.8:14).
Иисус рассказал другую притчу (Мф.13:24–30, 36–43), в которой враг посеял плевелы среди пшеницы. Расти было позволено как пшенице, так и плевелам. Суть здесь в том, что в жизни царства активно действует не только Бог, но и дьявол. В конечном счете наступит суд, но пока что любой подлинный духовный рост встречает сопротивление. Другие относящиеся к теме притчи – о постепенном возрастании (Мк.4:26–29) и о горчичном зерне (Мф.13:31–32 и параллельные места).
Образ роста Павел использовал при описании своего проповеднического служения (1Кор.3:5–9). Принцип выражался в том, что Павел «насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6). Другим примером этого образа в посланиях Павла служит аналогия между новым творением и ростом (напр. 2Кор.5:17; Гал.6:15). Петр тоже воспользовался этим образом: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:2).
См. также: ВОДА; ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; РАСТЕНИЯ; СЕМЯ; СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ.