Сеяние, сеятель
(Sow, sower, sowing)
В земледелии посевная является одним из основных видов работ, выбор времени сева обусловливается типом зерна, поэтому всему есть «свое время» (Ек.3:2). В Библии Бог предстает Тем, Кто наставляет земледельца правильно выполнять работу (Ис.28:29). В одних случаях пахота и посев совершаются одновременно, а в других одно следует за другим, отчего некоторые зерна падают при дороге, на каменистые места или на заросшую тернием почву (Мк.4:1–9).
Человеческое сеяние. В переносном смысле о сеянии говорится как о приведении в движение самых разных вещей. Как в Ветхом, так и в Новом Завете этот образ используется применительно к началу праведных или благотворительных дел (Притч.11:18; Ек.11:1; Ос.10:12; ср. Иак.3:18), распространению зла или раздоров (Иов.4:8; Притч.6:14,19; 16:28; 22:8) и возложению на себя духовной задачи (Гал.6:8–9). В сочетании с жатвой этот образ используется в иносказаниях о связи между приложенными усилиями и полученным результатом, например, «что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7), «пусть я сею, а другой ест» (Иов.31:8), «будешь сеять, а жать не будешь» (Мих.6:15; ср. Ин.4:37) или «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Пс.125:5; Притч.22:8). Сеяние служит также метафорой даяния: если оно скудное, то будет иметь малую отдачу, а если щедрое, то принесет большую отдачу (2Кор.9:7–10).
У Павла образ сеяния связывается с переходом от земной к небесной жизни. В 1Кор.15:35–38 апостол вторит словам Иисуса о пшеничном зерне, которое должно упасть в землю, чтобы принести плоды (Ин.12:24). Наше нынешнее состояние – физическое по форме и тленное по природе: в нем выражаются слабость и бесчестье. Будущая форма будет духовной и вечной: она будет излучать силу и славу (1Кор.15:36–38, 42–44).
Божье сеяние. Иногда Бог метафорически изображается дающим зерно и делающим обильным посеянное (2Кор.9:9–10) или сеятелем, как в случае, когда Он показан способствующим возрождению Израиля (Иер.31:27), умножающим его население, животных и города, а также творимое им добро (Иез.36:9–11), чтобы доставить удовольствие Себе и народу (Ос.2:23). Образ используется, чтобы показать даяния Бога бедным (2Кор.9:9; см. БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА), а также для предоставления людям возможности действовать праведно и для повышения этой способности (2Кор.9:10).
В других местах сеятелем показан Иисус (Мф.13:37), семя символизирует Его слово (Мк.4:14), а слушатели изображаются как различные виды почвы. Иисус использует такие образы аллегорически, чтобы показать, что благовестие часто падает на ожесточенные, неготовые или затуманенные мирскими понятиями сердца. Это, в сочетании с противодействием сатаны, трудностями и гонениями или тревогами, вожделениями и алчностью, не позволяет Слову пустить глубокие корни. Оно приносит плоды, только когда падает на действительно плодородную и возделанную землю, и тогда оно возрастает многократно (Мк.4:1–9, 13–20).
В других притчах Иисус показывает, как Божья работа в мире возрастает, даже когда человек спит (Мк.4:26–29), и как в результате любой человек получает пристанище (Мк.4:30–32).
См. также: ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; КОРЕНЬ; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; СЕМЯ.
Библиография:
R. Banks, God the Worker: Journeys into the Mind, Heart and Imagination of God (Valley Forge, PA: Judson, 1994).