Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сестра

(Sister)

В Библии отношения между сестрой и другими детьми в семье показаны одной из теснейших родственных связей. Сестер защищают их братья, и в их взаимоотношениях часто метафорически выражается близость, порой духовная по своей природе. В ближневосточной культуре, характеризовавшейся большими и тесно сплоченными семьями, с сестрами поддерживалась постоянная связь. Это видно из Книги Иова, где сыновья Иова приглашали сестер на пиры (Иов.1:4). В конце рассказа, когда положение Иова восстановилось, к нему пришли не только братья, но и сестры (Иов.42:11). Из таких эпизодов мы получаем представление о значении взаимоотношений между сестрами и другими детьми.

В ближневосточной культуре женщины находились в уязвимом положении и не имели возможности защитить себя сами, поэтому братья обычно считали своим долгом оберегать сестер от причинения им вреда, особенно в случае половых посягательств (см. ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ПОЛОВОЕ НАСИЛИЕ). Они рассматривали как личное оскорбление, когда кто-то насиловал их сестру, особенно если затем отказывался взять ее в жены. В Песни песней братья Суламиты проявляют интерес к ее судьбе, обещая дать ей награду, если она будет вести себя целомудренно, и запереть ее, если с ней что-то произойдет (Песн.8:8). Сын Давида Авессалом действовал решительнее: когда сводный брат изнасиловал его сестру Фамарь, он возненавидел обесчестившего ее Амнона так сильно, что долго ждал подходящей возможности для мести (2Цар.13; см. МЕСТЬ). За изнасилование сестры отомстили и сыновья Иакова (Быт.34). В этих рассказах проявляется один из библейских образов сестры – человека, уязвимого в окружающем обществе и нуждающегося в защите братьев. В ответ на это сестры сохраняли верность братьям, как в рассказе о Лазаре, Марии и Марфе (Ин.11).

Сестры могли даже совершать героические поступки. Мариамь повела себя смело и находчиво, чтобы спасти младенца Моисея от угрожавшей ему смерти (Исх.2:1–10). Позднее она вместе с Моисеем руководила народом при избавлении у Красного моря, возглавив женщин, вышедших за ней с песнями и плясками (Исх.15:19–21). Иосавеф сорвала попытку Гофолии истребить всю царскую семью, спрятав сына своего покойного брата Охозии (4Цар.11:1–3).

Хотя в ветхозаветные времена отношения в семьях были близкими, эта близость не исключала столкновений и трений. Соответственно между сестрами иногда возникало соперничество. Жены Иакова Лия и Рахиль были сестрами, боровшимися за благосклонное отношение мужа. Каждая из них выступала в определенной роли, в которой она могла одерживать верх над сестрой: Рахиль была женой, которую Иаков любил, а Лия женой, которая рожала ему детей. Рахиль до такой степени завидовала плодовитости сестры, что сказала Иакову: «Дай мне детей; а если не так, я умираю» (Быт.30:1). Когда ее служанка Валла родила за нее двух сыновей, она торжествующе заявила: «Борьбою сильною боролась я с сестрою моею, и превозмогла» (Быт.30:8). Соревнование в рождении детей приняло настолько ожесточенный характер, что сестры начали прибегать к помощи мандрагор, чтобы получить возможность переспать с Иаковом (Быт.30:15). Бог понимал, что такое соперничество внутренне присуще отношениям между сестрами и поэтому включил в закон повеление: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею» (Лев.18:18).

Даже если сестры не соперничали, они могли служить контрастом друг для друга. Самый показательный пример – Мария и Марфа: принимая Иисуса, Марфа хлопотала по дому, чтобы приготовить угощение для Иисуса, а Мария спокойно сидела у ног Иисуса и слушала Его слова (Лк.10:38–42). Когда Марфа пожаловалась на это Иисусу, Он с укором ответил, что ее сестра «избрала благую часть» (Лк.10:42). Руфь тоже продемонстрировала большую преданность по сравнению со своей свояченицей (Руф.1). Когда та решила оставить свекровь и вернуться в свою страну, Руфь мужественно покинула свой дом и продолжала заботиться о свекрови на ее родной земле. В таких библейских примерах образы двух сестер часто играют роль противопоставления, в котором подчеркивается благородство одной из них в сравнении с другой.

Разлад может произойти и в отношениях между братом и сестрой. Сестра Моисея Мариамь склонила Аарона вместе с ней осудить Моисея за его брак с неизраильтянкой, заявив: «Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Чис.12:2). За такой вызов Божьей власти Мариамь поразила проказа, и хотя она исцелилась после молитвы за нее Моисея, тем не менее ей пришлось провести семь дней вне стана (Чис.12:10–15).

Хотя закон Моисея запрещал браки между братом и сестрой, такие случаи были до того, как Бог дал Моисею закон (Лев.18:11). В Бытии, вероятно, подразумевается, что Каин и Авель взяли в жены сестер по необходимости, так как для них никого больше не было. Авраам женился на Сарре, своей сводной сестре, с которой у него был общий отец (Быт.20:12). Позднее Амрам, отец Моисея, взял в жены сестру своего отца Иохаведу (Исх.6:20). Даже когда мужчины перестали жениться на своих сестрах, мужья продолжали нежно называть своих жен сестрами, а невеста в Песни песней даже выражает желание, чтобы возлюбленный был ее братом и она могла целовать его при всех (Песн.5:2; 8:1). Итак, хотя брак между братьями и сестрами был запрещен, близость отношений между братом и сестрой метафорически обозначала супружеские отношения.

Иисус воздал должное значению сестры (наряду с другими членами семьи) в одном из Своих достаточно резких высказываний: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26).

Учитывая близость отношений между детьми, образ сестры используется как символ применительно к любым тесным связям человека. Иов в своем отчаянном положении чувствовал себя близким ко всему отвратительному и говорил червю: «Ты мать моя и сестра моя» (Иов.17:14). Автор Притчей наставляет обращаться к мудрости: «Ты сестра моя!» – что указывает на большую ценность мудрости для ищущего ее (Притч.7:4). Для демонстраций схожести их дел Иеремия характеризует Иудею и Израиль как сестер, старающихся превзойти друг друга в преступлениях и совершающих все более ужасные грехи (Иер.3:7–8). Иезекииль изображает Израиль членом большой семьи грешников, наряду с другими нечестивыми народами: «Ты – сестра в сестер твоих... Мать ваша Хеттеянка и отец ваш Аморрей. Большая же сестра твоя – Самария... а меньшая сестра твоя... есть Содома с дочерьми ее» (Иез.16:45–46).

Метафорические образы сестер могут быть и положительными. Иисус сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф.12:50). Верующие тоже дети одной семьи: Павел и Иаков называют женщин в церквах своими сестрами (Рим.16:1; 1Тим.5:2; Иак.2:15).

Хотя сестры занимали уязвимое положение в обществе и обладали немногими правами без мужчин в жизни, их роль в Библии не принижается. Как и мужчины, они бывают хорошими или плохими, но их ценность для Бога и их семей не вызывает сомнений.

См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ; БРАТ, БРАТСТВО; ЖЕНЩИНА; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; СЕМЬЯ; СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle