Изнасилование, половое насилие
(Rape, sexual violence)
В Ветхом Завете общество или люди часто изображаются в состоянии нравственного упадка и бунта против Бога. Не удивительно поэтому, что в нем описываются ужасные эпизоды полового насилия: когда люди отчуждены от Бога, развращенность и насилие становятся неизбежными. Рассказы об изнасиловании в Библии встречаются нечасто, но они очень яркие, как, например, история изнасилования Дины с последовавшей за ним местью ее братьев (Быт.34), насилия со смертельным исходом над наложницей левита (Суд.19) и изнасилования Амноном своей сестры Фамари (2Цар.13:1–21). Столь же выразительными выглядят картины бесчестия, совершавшегося над женами и девицами после завоевания народа, в пророческих книгах (Ис.13:16; Плч.5:11; Зах.14:2).
Вполне можно ожидать, что в такой отличающейся реализмом книге, как Библия, встречаются рассказы о половом насилии. Но достаточно неожиданным может показаться использование пророками грубых половых образов. Какие ассоциации вызывают эти образы? Описывая падение Вавилона, Исаия наглядно изображает позорную судьбу плененной рабыни:
Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона...
подбери подол, открой голени, переходи через реки.
Откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой (Ис.47:1–3).
Вавилон подвергается суду за военные преступления. Гордая и ставшая добычей женщина свергается с престола и сидит в прахе. Праздная дама принуждается к труду и мелет муку. Она уводится в плен и насилуется, ее нагота открывается.
С такой же суровостью наказывается прелюбодеяние Иерусалима, выразившееся в поклонении лжебогам окружающих народов и нарушении завета с Яхве. Образы в аллегории Иезекииля напоминают картину группового насилия:
Посему выслушай, блудница, слово Господне!
...Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты
любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отвсюду против тебя
и раскрою пред ними наготу твою,и увидят весь срам твой...
предам тебя в руки их... и сорвут с тебя одежды твои и возьмут наряды твои,
и оставят тебя нагою и непокрытою. И созовут на тебя собрание
и побьют тебя камнями и разрубят тебя мечами своими (Иез.16:35–40).
Израиль перенял половую неразборчивость от языческих религий и совершал жертвоприношения детей, но его соучастники в этих мерзостях теперь становились орудиями его погибели. В этой аллегории образы Иерусалима как блудницы (лишенной одежды и нарядов, побитой камнями и разрубленной мечами) перемежаются образами материального разрушения земли (разоренные капища, сожженные дома).
Распространенной метафорой служит образ народа (Иерусалима, Самарии, Ниневии) как бесстыдной и падшей блудницы, чье бесчестие и позор выставляются на всеобщее обозрение (Иер.13:22, 26; Иез.23; Ос.2:3, 9–10; Наум.3:5–6). Об Иерусалиме говорится: «За множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои» (Иер.13:22). Ниневия предупреждается:
«И подниму на лице твое края одежды твоей,
и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою.
И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною
и выставлю тебя на позор» (Наум.3:5–6).
В этих откровенных образах выражается отвращение пророков к нравственному падению и отступничеству. Но картина была бы неполной, если не добавить, что, несмотря на упадок Иерусалима, Бог обещает восстановить с ним союз и простить все, что он делал (см. Иез.16:59–63).
См. также: БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ; НАСИЛИЕ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.